Полезное

21.04.2023

Легенды Дугино

  • 0
  • 5 мин

Стартовал ещё один совместный проект филиала РГГУ в городе Домодедово и газеты «Призыв» –  выставка репродукций известных русских художников

 

Во время открытия художественной выставки «Легенды Дугино» трое  студентов, вызвавшихся  в будущем стать  здесь экскурсоводами, очень внимательно слушали выступавших и что-то записывали в свои блокноты. Молодцы, подошли к делу серьёзно. Для них этот проект точно был интересен. Но не для них одних.

 

 На дружеской волне

Собственно, произведения искусства в холле  этого вуза появляются не впервые. Газета «Призыв» и филиал РГГУ в городе Домодедово подписали договор о сотрудничестве, в рамках которого они проводят совместные акции и реализуют проекты. Организационную поддержку оказывает домодедовское управление образования.

В рамках договора о сотрудничестве несколько  месяцев назад здесь открывалась выставка «НЕОдноразовый МИР».  Только картины и артобъекты, представленные на ней, были сделаны из предметов, уже вышедших из обычного обращения – деталей компьютеров, пластиковых крышечек, частей инструментов.  Эта выставка стала первым совместным проектом филиала РГГУ и газеты «Призыв». Кстати, часть этой экспозиции потом уехала в Калугу, в государственный музей истории космонавтики имени Циолковского, а домодедовских журналистов пригласили в этот музей на открытие выставки.

Ну а здесь, в Домодедове, мы продолжаем наше сотрудничество. Евгений Сафонов, директор филиала РГГУ в городе Домодедово, профессор, доктор экономических наук, отметил, что газета «Призыв» становится не только информационной площадкой, но и вместе с домодедовским вузом – организатором больших, хороших дел.

Буквально за день до открытия новой художественной выставки «Легенды Дугино»  был дан старт еще одной совместной акции газеты и вуза – серии  субботников «Чисто по-домодедовски». Журналисты и студенты вместе убирали территорию  на улице Овражной в микрорайоне Северный. Этот субботник, как и все акции редакции по уборке, прошли с раздельным сбором отходов.

Главный редактор газеты «Призыв» Анна Буглаева  благодарит всех участников мероприятия и напоминает, что, освобождая природу от отходов, мы вместе ее реставрируем.

 

Приют художников

Перед открытием выставки «Легенды Дугино» прошла небольшая конференция, на которую пригласили студентов колледжа первых и вторых курсов. На конференции выступили  Евгений Сафонов,  Анна Буглаева, заместитель главного редактора газеты «Призыв» Наталия Шарова,  а также Дмитрий Шаров, театральный художник, директор театра «Маэстро». Ребят познакомили с историей усадьбы, где в начале ХХ  века жили и работали многие известные  художники, поведали историю  создания нескольких картин, поговорили об искусстве.

Итак, бывшая купеческая усадьба Дугино находится в нынешнем поселке Мещерино Ленинского городского округа. Больше 100 лет назад ею владел фабрикант и художник Николай Васильевич Мещерин.

Отец Николая, Василий Ефремович, был разбогатевшим крестьянином. Благодаря коммерческим талантам Василий Мещерин смог войти в купеческое сословие, выкупив и восстановив работу расположенной рядом с Дугино суконной фабрики в Даниловской слободе. Николай Васильевич как старший сын  возглавил управление фабрикой и имением  после смерти отца.

Но Николай был человеком лирического склада и тяготился коммерческой деятельностью. Сына успешного купца и фабриканта больше тянуло к художественному творчеству.

Николай Васильевич пришел к живописи через увлечение фотографией. В юности он успешно освоил экзотическую, дорогую по тем временам любительскую фотографию. Николай снимал пейзажи в окрестностях Дугино, а на реке Пахре – сюжетные сцены, охоту, групповые портреты, автопортреты в зеркале. До нас дошло 48 подлинных отпечатков его работ.

В начале 1890-х годов он приступил к занятиям живописью. Мещерин сдружился с художниками и начал писать сам. В Практической академии коммерческих наук он учился вместе с Василием Васильевичем Переплетчиковым – еще одним художником, вышедшим из купеческой среды. У него Николай Васильевич брал первые уроки рисования. Кроме того, рисованием Мещерин занимался  у Алексея Корина и Мануила Аладжалова. Игорь Грабарь, поддерживавший связи с европейским искусством, знакомил друга, Николая Мещерина,  с новейшими течениями в живописи, техникой раздельного мазка, новыми способами передачи цвета и света. Игорь Грабарь жил   и работал в усадьбе Дугино более 10 лет.

В усадьбе Дугино гостили и другие художники: Аполлинарий Васнецов, Алексей Степанов, Илья Остроухов,  Валентин Серов. Николай Мещерин под их чутким руководством овладел искусством живописи. Скоро этюды художника заметил и оценил Исаак Левитан, а журнал «Мир искусства» поместил некоторые из них на своих страницах.

 

В чём секрет мастерства?

На конференции, предшествовавшей открытию выставки, Наталия Шарова рассказала об  истории создания нескольких картин художников, которые бывали в Дугино, показала их репродукции студентам. Получилось и наглядно, и убедительно.

Например, Николай Мещерин писал преимущественно пейзажи, в которых стремился передать личное переживание от своей встречи с красотой русской природы. Его картина «Ржаные поля» знаменательна тем, что под картоном у нее оказалось второе дно, закрывавшее оборотную сторону. Там всё это время находилась ранее неизвестная картина Мещерина «Опушка леса зимой». Такой вот подарок потомкам.

Картина  «Морозная ночь» – одна из самых эффектных работ Николая Мещерина. Она написана методом наложения обособленных мазков в сине-белых тонах. В ней художник сумел не только запечатлеть отблеск лунного света на заснеженной березе, но и воссоздать эффект мерцания кристаллов инея и всполохов на зимнем звездном небе.

Кстати, многие свои картины Игорь Грабарь, как и Николай Мещерин, создавал, используя  метод наложения обособленных мазков. Причем определенной конфигурации. Это так называемая система дивизионизма. Игорь Грабарь даже смог создать авторский метод. Например, написанная в окрестностях усадьбы Дугино, в деревне Шестово, картина «Белая зима. Грачиные гнезда»  стала своего рода экспериментом в области разложения цвета. Крона березы, взметнувшаяся среди сараев, написана в изысканной графической манере, дающей представление о многослойном сплетении плакучих ветвей.

Еще одна картина,  представленная на конференции, принадлежит Исааку Левитану. Его картины были созданы с удивительной достоверностью. За всю свою недолгую творческую жизнь Левитан создал больше 1000 этюдов и картин.

Картина, носящая название «Весна пришла», написана в 1896 году. Как раз ее и представили на конференции.  Она входила в серию самых лирических его произведений. На ней запечатлен переход природы к поре весеннего пробуждения после долгих зимних холодов. Левитан смог мастерски изобразить с помощью карандашных штрихов движение порывистого, свежего ветра, скользящее между ветвями и избами. Во время работы автор пользовался разными принадлежностями для рисования, среди них были гуашь, заливка, белила, перо и карандаш.

Кстати, Исаак Левитан, нередко бывавший в Дугино,  однажды оценил работы Николая Мещерина, на которых тот изображал деревенские сараи. Вдохновившись сараями Мещерина, Левитан вскоре создал серию собственных сараев.

Евгений Сафонов представил свое видение нескольких картин. Так, он с точки зрения зрителя оценил полотно Игоря Грабаря «Хризантемы».  Здесь художник соединил чайный и цветочный натюрморты. Кстати, роскошные золотистые цветы для нее были специально приобретены у московского цветочника Ноева.

Вся картина – симфония света. Свет играет в гранях хрустальных ваз, отражается от блестящих тарелок, свет излучают яркие солнечные цветы, он щедро льется из окна и расплескивается на скатерти. 

 

«Я брал с собой карандаш»

 Перед студентами на конференции выступил  и театральный художник Дмитрий Шаров. Он рассказал о том, как и почему пришел в искусство. Рисовать он любил с детства. Часто ходил в лес, на реку Рожайку и всегда брал с собой карандаш, бумагу. Когда видел красивые  виды, старался их запечатлеть. Он вспомнил, как однажды, сидя в канаве напротив своего  дома на частной улице, рисовал его. Эти рисунки, кстати, он хранит до сих пор.

Дмитрий еще в детстве  окончил художественную школу, а потом, увлекшись театром, поступил в школу-студию  МХАТ на постановочный факультет. Сейчас он руководит театром «Маэстро», выпускает кукольные спектакли для детей, которые показывают в театральной галерее в  городском парке «Ёлочки», реализует и другие творческие проекты.

Обращаясь к студентам, Дмитрий  подчеркнул, что любое творчество – это самовыражение человека, его стремление рассказать что-то важное миру, то, что он видит и чувствует.

 После конференции состоялась первая экскурсия по экспозиции выставки. Здесь зрителям представили другие произведения  художников. Обсуждая картины Левитана, своего самого любимого художника, Дмитрий Шаров отметил, что в его картинах, изображающих весну, раннюю или позднюю осень,  берег Волги, есть движение – в конфликте темных и светлых тонов, в цветовом решении, в  запечатленных образах.  Еще и поэтому  эти произведения так трогают зрителей.

 Свое мнение  о представленных картинах высказали  и другие организаторы выставки. А супруга Дмитрия Шарова Ирина прочитала стихотворение, навеянное осенними пейзажами  природы, очень созвучное с полотнами Левитана.

Трое студентов,  вызвавшихся  в будущем стать  здесь экскурсоводами на этой художественной выставке, внимательно слушали выступавших,  что-то записывали в свои блокноты. Будущим экскурсоводам  теперь предстоит  изучить много фактического материала, разобраться с методами  написания картин, пропустить всё это через свой ум и душу. И тогда, конечно, они смогут рассказывать обо всем этом увлекательно и с интересом. Причем не только студентам.  Участниками экскурсий станут и домодедовские школьники.

 Ну а сотрудничество вуза и редакции газеты «Призыв»  продолжается. Впереди – проведение совместных субботников во всех городских микрорайонах, а еще открытие выставки фотографий из фотобанка газеты «Призыв».

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Книга памяти

16 февраля 2023 | 19:50

«Книга памяти» – родник правды о судьбе героев Великой Отечественной ...

Еще по теме
Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и обработкой ваших данных.
Принять