Люди

07.07.2023

И это всё о нём

  • 0
  • 9 мин

Владимир Юрьевич Дмитриев проработал в Госфильмофонде России более полувека. Он ушёл из жизни 7 июля 2013 года – ровно 10 лет назад

 

2013-й для научного отдела Госфильмофонда России был годом невосполнимых утрат. Один за другим покинули этот мир сразу три  киноведа научного отдела ГФФ.

7 июля не стало Владимира Юрьевича Дмитриева, 10 сентября – Валерия Ивановича Босенко, а 28 октября – Евгения Михайловича Барыкина.

Но коллеги по работе, друзья помнят об этих замечательных людях и о том, как много они сделали для  сохранения кинофонда страны. Сегодня своими воспоминаниями на страницах нашей газеты поделятся коллеги Владимира Юрьевича Дмитриева, которым посчастливилось работать с ним. Они расскажут о выдающемся киноведе, руководителе научного отдела, первом заместителе генерального директора Госфильмофонда, лауреате Государственной премии РФ, обладателе многих званий и наград.

 

Смотреть любое кино

Он пришел работать в Госфильмофонд России  в 1962 году, сразу после окончания киноведческого факультета ВГИКа и уже через три года вступил в должность начальника отдела научной обработки иностранного фонда. Делом всей его жизни стало пополнение коллекции киноархива, которая сегодня включена в Книгу рекордов Гиннесса по количеству хранящихся в ней фильмов.

– Он начинал свой рабочий день с того, что ходил по кабинетам и со всеми здоровался, – вспоминает  Татьяна Викторовна Чепелева, главный искусствовед фильмографической обработки фонда. – Он обязательно интересовался, как у нас дела не только на работе, но и в семье. До обеда  он обычно работал с письмами, а с 15 часов мы все собирались в одном из кинозалов, чтобы смотреть новые поступления.  Владимир Юрьевич всегда говорил: «Если вы киноведы, то не должны рассуждать, нравится вам фильм или не нравится. Вы должны смотреть любое кино – это входит в ваши профессиональные обязанности».  

Владимир Юрьевич так располагал к себе сотрудников и так управлял отделом, что коллеги не хотели его огорчать. Всё, что говорил Дмитриев, они  делали сразу, быстро и качественно.

– Он был очень хорошим начальником, строгим, но справедливым, – продолжает Татьяна Викторовна. – Человек  он был  интеллигентный и всегда старался очень вежливо о чем-то попросить, даже если это являлось чьей-то прямой обязанностью. Никогда в нем не было надменности. Любил  собирать отдел вместе, чтобы чувствовать атмосферу, знать, чем живет и дышит коллектив. Говорил, например: «Девчонки, зайдите ко мне, я дам вам денег, и мы будем отмечать День птиц!» Мы называли это разворотом. Это стало одной из традиций нашего отдела. Ему хотелось, чтобы мы как можно чаще общались,  обсуждали разные интересные темы. Было ощущение, что ему от этого на душе становилось  тепло и приятно.

 

Когда вышел «Броненосец «Потёмкин»?

В 2005 году, утром после выпускного бала в белостолбовской средней школе, был первый рабочий день Ольги Николаевны Деревянкиной в должности картотетчицы научного отдела отечественного фонда, ныне –  заместителя генерального директора, заведующей киноархивом.

– Стояло лето. И казалось, что вся картотека «ушла в отпуск», – делится воспоминаниями Ольга Николаевна – Было страшное ощущение, что я   здесь одна. Я сидела, заполняла карточки, расписывала монтажные листы. И вдруг раздался телефонный звонок из Москвы.  Я сняла трубку и с другого конца провода услышала вопрос: «Подскажите мне, пожалуйста, точную дату  выхода в прокат фильма «Броненосец «Потемкин»?» А я еще «зеленая», только что из-за школьной парты. Не знаю, куда бежать, у кого спросить. И тут  вспоминаю, что через три кабинета от меня сидит  Дмитриев. Я побежала к нему: «Владимир Юрьевич, уточните, пожалуйста, «Броненосец «Потемкин» вышел в прокат 18 января 1926 года?» Он мне всё подтвердил, и я, счастливая, побежала обратно к телефону. После  этого момента я поняла: он знает всё! К  нему можно обратиться с вопросом любой сложности, и он даст исчерпывающий ответ. Это был человек энциклопедических знаний.

Дмитриев постоянно учился сам и хотел, чтобы все его коллеги, как и он, любили кино. По целевому направлению из Госфильмофонда он отправлял молодежь учиться во ВГИК бесплатно, за счет предприятия. Хотел растить поколение молодых киноведов. Расстраивался, когда,  отучившись, человек увольнялся. Но сегодня в Госфильмофонде работают его ученики. Это Ольга Деревянкина, Юлия Белова, Анастасия Вознесенская и многие другие. Они продолжают его дело.

– Когда у нас начиналась подготовка к очередному фестивалю архивного кино «Белые Столбы», главным идейным вдохновителем был Владимир Юрьевич, основную тему всегда придумывал он. Но всё старался делать так, как будто это твоя программа, ты ее придумал, и не было ощущения, что тебе дали задание, – рассказывает Ольга Деревянкина. – Он никогда не говорил: «Я приказываю». Владимира Юрьевича все очень уважали и  считали важным выполнить его поручение или помочь ему.

 

 Международные контакты

Дмитриев проработал в Госфильмофонде 51 год. В основном  занимался международной деятельностью. Его главной задачей было налаживание контактов с зарубежными архивами.

– Одна из причин того, что у нас такая большая иностранная коллекция – это титанический труд Дмитриева, – уверена  Ольга Деревянкина. – Обмен фильмами шел сотнями.  Владимир Юрьевич очень дружил и тесно общался с зарубежными архивами. Помню, я в первый раз оказалась за границей, в сербском киноархиве. Когда  коллеги из других архивов узнавали, что я из Госфильмофонда России, тут же проявляли повышенное уважение. Потом я поняла, что это уважение заслужил для нашего киноархива именно Дмитриев. Владимир Юрьевич действительно был довольно крупной фигурой в киноархивном мире. Его, например, постоянно приглашали на «Берлинале» (международный фестиваль, больше ориентированный на прогрессивный кинематограф, где свои программы представляют режиссеры со всего мира), на различные крупные кинофестивали и  форумы.

 

Всё – в семью

 Самым главным, помимо кино, в жизни Дмитриева была жена. Его коллеги вспоминают, что  Татьяна Давыдовна – очень стильная, красивая, интересная женщина, она всегда одевалась с большим вкусом. Владимир Юрьевич ее очень любил и, как говорят, носил на руках. Он всегда, как говорится, всё – в семью. Она окончила историко-архивный институт и работала в одном из московских архивов.

– Когда появилась возможность путешествовать,  они с супругой старались во время отпуска ездить за границу – в Италию, Грецию и другие страны, – отмечает Ольга Деревянкина, заместитель генерального директора ГФФ России, заведующая киноархивом. – Когда он уезжал куда-то отдыхать, обязательно оттуда присылал нам открытку,  в которой  интересовался: «Как вы там без меня? Вы там без меня не балуйте!» А когда возвращался, обязательно спрашивал: «Ну как дела? Рассказывайте. Что у вас тут без меня произошло?» Мы все знали, что  он очень заботился о нас.

 

Он увидел масштабную личность

– Блистательный, артистичный, автор замечательных киноведческих статей, со своей неизменной бородой и с неповторимой дикцией, он был для меня небожителем, – делится впечатлениями о Владимире Дмитриеве главный искусствовед научного отдела Госфильмофонда, блестящий знаток советского кино  Евгений Яковлевич Марголит. – С Владимиром Юрьевичем я познакомился в середине 1990-х, когда стал публиковаться и когда вышла моя книга «Изъятое кино». Тогда в Госфильмофонде проходили  фестивали архивного кино. Предпочитая зарубежные фильмы, он знал всё, что хранится в наших закромах. 

Кстати, именно Евгений Марголит однажды привел на кинофестиваль «Белые Столбы» 18-летнего студента-физика Петра Багрова и сказал Дмитриеву: «Тут паренек очень хочет посмотреть отдельные фильмы, и еще его интересует Евгений Червяков  (советский и российский кинорежиссер, актер, сценарист, командир Красной Армии, героически погибший при обороне Ленинграда в 1942 году, – прим. ред.)». «Ну хорошо, пусть  пройдет», – одобрил Владимир Юрьевич. И когда спустя какое-то время Петр Багров устроился на работу в Госфильмофонд, Владимир Юрьевич увидел в нем масштабную личность. Он был для него коллегой, и разница в возрасте никакой роли уже не играла.

Через несколько лет именно Петр Багров стал организатором фестивалей архивного кино. А 17 мая 2023 года российский киновед, бывший старший куратор Госфильмофонда России Петр Багров был избран вице-президентом ФИАФ – старейшей международной федерации киноархивов, объединяющей сейчас более 70 стран мира.

 

Время безвременья

– Мы очень тесно работали с Владимиром Юрьевичем Дмитриевым в рамках сдачи нам обязательных фильмовых материалов, – рассказывает Ирина Валерьевна Васина, начальник отдела технического контроля Госфильмофонда, лауреат Государственной премии РФ. – Мы  отслеживали фильмы, выходившие в прокат, проверяли, сданы они на хранение в ГФФ или нет. Когда в Госфильмофонде произошла реорганизация, ОТК выделили в отдельную структуру, и работы у нас значительно прибавилось. Мы стали  заниматься и приемкой фильмов.

В 1990-е годы, после распада СССР,  в ГФФ практически перестали приходить новые фильмы.  Старые законы уже не работали, а новых правил сдачи фильмов еще не было. Но  Владимир Юрьевич взял тогда на себя большую ответственность, стал плотно и предметно заниматься налаживанием процесса обязательной сдачи фильмов на хранение. Он очень много сделал для того, чтобы фильмовые материалы вновь начали поступать в  киноархив. И с 2000 года процесс пошел, восстановленные связи заработали, и отснятые фильмы снова начали поступать в Госфильмофонд на хранение, как и положено по закону. 

– Владимир Юрьевич очень много над этим работал, надо отдать ему должное, – подчеркивает Инна Валерьевна. – Вообще, с ним было легко работать, потому что он всегда интересовался нашими делами,  заходил и обязательно спрашивал, есть ли у нас  какие-то  проблемы,  предлагал решать их вместе. Он всем старался помочь. Но, если надо,  мог проявить и настойчивость, и требовательность, однако при этом всегда оставался очень корректным, порядочным, добрым человеком.

 

Таня, готовься!

 – Работа для Владимира Юрьевича была всем в его жизни, – вспоминает о своем руководителе документовед научного отдела, ветеран  Госфильмофонда Татьяна Николаевна Корнеева. – Его отец, как он нам рассказывал, был историком цирка, выпускал очень много книг о цирке, умер в 92 года на работе в здравом уме и светлой памяти. И нам Владимир Юрьевич всегда говорил: «Я умру на работе, дома мне делать нечего. Хобби у меня нет, крестиком я вышивать не умею, лобзиком выпиливать тоже не могу, буду умирать на работе».

Татьяна Николаевна вспомнила одну интересную историю. Однажды во Франции проходил кинофестиваль,  и Дмитриев повез туда фильм «Горизонт». А в кинохранилище было два совершенно разных фильма, но с одинаковым названием. Один значимый, а другой так себе. Когда начался показ, он вдруг увидел на экране совершенно другой «Горизонт», который  и не собирался брать с собой. В три часа ночи он позвонил Валерию Босенко и стал кричать: «Как такое могло произойти?!»  Валерий утром всё это рассказал Татьяне и спросил: «Кто выписывал ролик во Францию на фестиваль?» Но никто этого не помнил.

–  «Ну, – говорит, – Таня, готовься!» И я приготовилась, – вспоминает Татьяна Николаевна. – А у нас в отделе девушка молоденькая работала, и она сказала мне, что никогда не видела, как Дмитриев из себя выходит. А я ей ответила: «Ну скоро увидишь, приедет Владимир Юрьевич, будет мне секир-башка». И вот он приехал. Сидим, ждем. Открывается дверь, заходит Владимир Юрьевич, подходит ко мне со словами: «Вот вам коробочка конфет, это для вас». И вышел. А  та девушка спрашивает: «И где же скандал? Я ждала, что он воевать будет!» А через некоторое время Владимир Юрьевич пригласил меня к себе в кабинет и говорит: «Я не знаю, как так произошло, что не тот «Горизонт» отправили. Может, так ОТК решило, потому что другой «Горизонт» был плохого качества?» Получилось, что он нас оправдал, а потом сказал: «Я сам виноват, надо было самому всё  проверить…»

 

«Не канканируйте без меня!»

В 2008 году ряды научного отдела пополнила выпускница института журналистики и литературного творчества Анастасия Вознесенская, ныне – начальник информационно-справочного отдела Госфильмофонда.

– Когда я первый раз увидела Владимира Юрьевича, он напомнил мне старика Хоттабыча. Такой необыкновенный, незаурядный,  безумно интересный, – вспоминает Анастасия. – Когда я устраивалась  сюда на работу, он побеседовал со мной, поинтересовался, почему я сюда пришла, а потом спросил, есть ли у меня бойфренд или муж. Когда я ему сказала, что у меня есть жених, он ответил: «Это хорошо, потому что здесь мужиков нет!» И мы начали работать. Это был очень воспитанный человек, он всегда со всеми общался на вы, не позволял грубых слов.

Он был очень популярным человеком: когда в Госфильмофонд приезжали различные телекомпании снимать сюжеты о киноархиве или  фестивале «Белые Столбы», то первым человеком, к которому они шли, был Владимир Юрьевич. 

Когда он пришел работать в Госфильмофонд в 1962 году, коллекция насчитывала около 25 000  фильмов, в 2008-м она составляла уже более 60 000, а в 2013-м, когда его не стало, фонд уже насчитывал больше 80 000 кинолент. Большую часть фильмов он собирал сам. Он создал эту коллекцию, сформировал ГФФ и вывел его на международный уровень, благодаря чему и по сей день Госфильмофонд остается одним из крупнейших киноархивов мира. Это мнение разделяют все его коллеги.

Каждый сентябрь с супругой Татьяной Давыдовной они ездили в Грецию на две недели. Он очень любил бывать в Греции в сентябре. Это была их семейная традиция.

– Уезжая, он всегда говорил нам: «Пожалуйста, очень сильно не канканируйте без меня!», – улыбается Анастасия. –  А когда возвращался из путешествий, привозил много разных баек, историй и, конечно, угощений. У нас до сих пор сохранилась эта традиция. Когда кто-то из нас возвращается из командировки, то обязательно привозит сладости.

– Вообще, Владимир Юрьевич – это самый важный учитель в моей жизни. Он многому научил меня за пять лет, что мы с ним работали вместе, – признается Вознесенская. –  К примеру, он часто любил повторять: «Настя, помните о том, что у вас могут украсть деньги, время обязательно заберет вашу красоту, а знания – это единственное, что у вас не смогут отобрать ни при каких обстоятельствах. Знания – это то, чем вы сможете распоряжаться, как вам угодно». Время показало: он был абсолютно прав.

 

Железное правило

– Его железным правилом было сохранить коллекцию и только потом обеспечить доступ к ней, – делится своими воспоминаниями Юлия Викторовна Белова, руководитель отдела по международным связям Госфильмофонда России.

Владимир Юрьевич считал, что киноархивисты должны заниматься  созданием справочников, потому что киноархив – это своего рода библиотека. «Мы должны понимать, что мы храним и что у нас на пленке. Это работа на века, и она никогда не закончится», – говорил он.

У него было множество контактов, он постоянно кому-то звонил, писал, выяснял, почему не дали ту или иную киноленту, и вскоре фильм присылали. Были случаи, когда фильмы приходили бракованные: изображение не совпадало с фонограммой или субтитры оказывались не из той истории и так далее. Тогда Владимир Юрьевич брался за перо и писал, куда надо. Некачественный фильм сдавали обратно и через некоторое время взамен присылали другой, хорошего качества.

– Он всегда говорил: «Чем больше сотрудник работает в архиве, тем более ценным кадром он становится, для понимания, что такое киноархив, человек должен проработать в нем как минимум пять лет. Это отправная точка опытного  архивиста, а далее чем старше, тем ценнее», – вспоминает Анастасия. – Мне посчастливилось работать с ним восемь лет. С одной стороны, это много, а с другой – в рамках киноархива – мало. Владимир Юрьевич всегда смотрел в будущее, умел предвидеть, предугадать ситуацию. Это было одним из его неповторимых качеств. У него были большие планы на деятельность ГФФ. Мы каждый день с коллегами вспоминаем Владимира Юрьевича добрым словом. Десять лет прошло, как его не стало, и как будто убрали из жизни самое главное, самое важное. Я очень горжусь тем, что работала с таким человеком и перенимала у него бесценный опыт.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Книга памяти

16 февраля 2023 | 19:50

«Книга памяти» – родник правды о судьбе героев Великой Отечественной ...

Еще по теме
Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и обработкой ваших данных.
Принять