«Призыв» побывал на открытии новой выставки арт-группы «Осознанность»
Коллектив редакции домодедовской газеты «Призыв» побывал на открытии выставки «Экология космоса» в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского (Калуга).
На открытии выставки главный редактор газеты «Призыв» Анна Буглаева поздравила коллег с открытием ещё одного проекта. Анна Игоревна напомнила об ответственности человечества перед нашей планетой и нашей Вселенной. В очередной раз темы экологии и космоса объединили журналистов, активистов и художников.
Выставка работ Сергея Кожуховского и Елизаветы Козырь (арт-группа «Осознанность») организована ФГБУК «Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского», ООО «РУССКИЙ МИР МЕДИА», РГХПУ имени С.Г. Строганова.
На открытии выставки присутствовали директор ГМИК имени К.Э. Циолковского Наталья Абакумова, заместитель председателя городской Думы г. Калуги Александр Иванов, министр природных ресурсов и экологии Калужской области Владимир Жипа, руководитель проекта «Экология космоса», публицист Елена Волкова.
Паразиты или созидатели?
Напомним, ранее домодедовский «Призыв» совместно с ООО «РУССКИЙ МИР МЕДИА» организовал выставку «НЕОдноразовый МИР» на базе филиала РГГУ в городе Домодедово. Часть работ «НЕОдноразовогоМИРа» включили в экспозицию «Экологии космоса».
Творческая мысль арт-группы «Осознанность» снова охватила масштабную тему. Если «НЕОдноразовый МИР» был посвящён ответственности человека перед своим домом, планетой, перед самим собой, то «Экология космоса» поднимает ещё более глобальные вопросы. Кто мы во Вселенной? Какова роль человека? Мы – паразиты, уничтожающие собственный дом, или созидатели, которые могут подарить миру нечто прекрасное?
Директор Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского Наталья Абакумова подчеркнула, что тема, выбранная для художественного осмысления арт-группой «Осознанность», интересна, актуальна и небанальна, а её презентация – концептуальна и эмоционально заряжена. Художественная техника «апсайклинг» – «вторая жизнь» привычных для нас вещей – оказывается самым точным и выразительным средством подключения неравнодушных людей к разговору о проблемах загрязнения окружающего мира, перепроизводства, нерационального расходования ресурсов нашей планеты.
Циолковский и охрана окружающей среды
Константин Циолковский, чьё имя носит музей истории исследования космоса, был, без сомнения, выдающейся и гениальной личностью. Бедность, болезнь (после перенесённой скарлатины будущий учёный почти полностью оглох), отсутствие образования – всё это не помешало ему стать блестящим учёным, новатором, исследователем и изобретателем. Сам себя Константин Эдуардович называл гражданином Вселенной.
Здесь, в этой фразе, я вижу прямую связь с современными экологическими проблемами – точнее, с их причинами. Любой школьник, изучающий обществознание, в курсе: у гражданина есть не только права, но и обязанности. А мы, современное человечество, увы, помним только о своём праве жить максимально удобно и комфортно, не задумываясь об ущербе, который такое сибаритство наносит окружающей среде.
Между тем у нас как у граждан не важно, страны, планеты или всей Вселенной, должны быть и обязанности, в первую очередь – сохранить свой единственный дом. Как любят говорить экоактивисты, у нас нет запасной планеты.
«Колыбель» вдохновения
«Земля – это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Эта фраза Константина Циолковского послужила вдохновением для одной из работ Сергея Кожуховского, которая так и называется – «Колыбель».
Угрожающе ощерившиеся диски от циркулярной пилы, занимающие центральное место в композиции, никак не ассоциируются с нежностью и материнской любовью, сокрытых в этом слове. Однако именно так обстоят дела сейчас. Количество стихийных бедствий, являющихся результатом климатических изменений, растёт с каждым годом. Наша колыбель, наша планета, пытается защититься от своих неблагодарных детей, уничтожающих её с поистине космической скоростью.
Разлетающиеся в стороны технические обломки – подтверждение: какие бы мы ни строили аппараты, силы природы возьмут верх.
– Все мы – космическая пыль в будущем или настоящем, – отмечает Сергей Кожуховский. – Однако свободное движение к цели преображает. Искусство и подвиг вечны, они даруют бессмертие. Великие герои космоса – Юрий Гагарин, Герман Титов, Владимир Джанибеков – вдохновили меня на создание серии работ, посвящённых космосу в космической повестке.
Хлам за пределами бытия
«Апсайклинг» и работы, выполненные в этой технике, уже привычны читателям «Призыва»: в серии публикаций «О чём говорит искусство» мы рассказывали о многих произведениях Сергея Кожуховского и Елизаветы Козырь. На выставке «Экология космоса» были представлены картины Елизаветы, выполненные маслом в традициях русского авангарда: серия «Космический мусор».
К одной из этих картин мне пришлось возвращаться несколько раз, чтобы «зацепить» тревожную мысль, не позволившую просто восхититься художественным замыслом, сочетанием цветов и гармоничным построением композиции и пойти дальше. Называется эта картина «Трансцендентный хлам».
Не скажу, что авангард – моё любимое направление живописи. Однако именно это произведение включило в голове метафорический «рубильник» и заставило разложить по полочкам, что же является этим хламом – кроме бутылки «Кока-колы», символизирующей идеологию общества потребления. Оказалось, к такому «хламу» можно отнести массу философских, социальных и даже политических концепций, намёки на которые мозг уловил в абстрактных очертаниях на картине.
Прим. ред.: трансценде́нтность (от лат. transcendens «переступающий, превосходящий, выходящий за пределы») – философское понятие, означающее то, что принципиально недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта. В широком смысле трансцендентное понимается как «потустороннее» – то, что находится «по ту сторону» человеческого бытия.
Новая философия
Вдохновить, направить работу мысли, а может быть, и ударить под дых, заставить осознать, задуматься о своих действиях – такова главная миссия «Экологии космоса». Интересно, что все работы имеют описания, составленные Ксенией Семёновой. Ксения – выпускница философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, участник арт-группы «Осознанность», экофилософ.
Это новое направление философской мысли, буквально – «экологическая философия». Термин был впервые использован норвежским философом Арне Нессом в 1973-м. Он был основополагающим в его философии и являлся синонимом «экологической мудрости». Сам Несс определяет экософию так: «Под экософией я понимаю философию экологической гармонии или баланса. Как и любая «софия», она содержит нормы, правила, постулаты, приоритеты и гипотезы, касающиеся состояния дел во Вселенной. Направления интересов экософии вариативны и включают не только факты загрязнения, ресурсы, население и т. д., но и ценностные приоритеты».
Оставить комментарий