Полезное

15.03.2023

Графическое прочтение

  • 0
  • 2 мин

Выставка-диптих советской графики 1960-1980-х гг. «Образ времени» – «Образ вождя» открывается 17 марта в музее-заповеднике «Горки Ленинские».

 

В экспозицию вошло 60 работ, многие из которых представлены зрителям впервые.

Часть работ в 2022 году была передана музею-заповеднику «Горки Ленинские» из Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».

На выставке можно увидеть графику классиков советского изобразительного искусства: Дмитрия Налбандяна, Липы Герш-Лейбович Ройтера, Николая Жукова.

Интересны истории и судьбы и других художников, работы которых вошли в выставочный проект. Гунарсу Кроллису – Народному художнику Латвийской ССР – сегодня 90 лет. Дипломной работой молодого графика стал цикл офортов «Латышские стрелки». Много работ Кроллиса посвящено революционной тематике. Например, именно он иллюстрировал поэму В. Маяковского «В.И. Ленин».

Николая Благоволина называли «Врубелем гравюры». Он изводил рулоны линолеума, чтобы достичь высокой психологичности образов, впечатления нервического динамизма. Работы Благоволина отличаются невероятной медитативностью, гипнотизирующими свойствами.

Народному художнику Казахстана Николаю Гаеву были подвластны все виды графики – рисунок карандашом, тушью, углём, пастелью,

Рихардс Скрубис – представитель сурового стиля, универсал, который одинаково превосходно работал в линогравюре, ксилографии и других техниках.

Георгий Малаков, автор «романтической гравюры», изображал В.И. Ленина за границей так, что невозможно оторваться от видов Праги или Лондона, созданных из кубов, квадратов, штрихов и линий. 

Борис Фридкин совмещал графику с карикатурой и оформлением книг. Был художественным редактором журналов «Красный перец» и «Крокодил». Иллюстрировал книги Остапа Вишни «Как из Харькова сделать Берлин» (1930), «Как я не видел М. Горького» (1930). На выставке в музее-заповеднике «Горки Ленинские» представлены удивительные «теневые» работы Фридкина, на которых изображены только силуэты, но как же по ним угадываются личности!

Выставочный проект показывает и эволюцию изображения Ленина, произошедшую в «оттепельный» период. После смерти В.И. Ленина в 1924 году началась интенсивная разработка образа вождя, основанная на натурных зарисовках и прижизненных портретах В.И. Ленина, выполненных художниками, знавшими или видевшими его лично. В итоге, в советском искусстве сложилась особая тема – «лениниана», в которой образ вождя, формулировался в тесной связи с политическим курсом.

В 1930-50-ые гг. на первый план выдвигались иные художественные принципы: стремление к героизации и романтизации образа. Постепенно складывается «сказочный» канонический образ, основанный на наборе биографических историй.

В 1960-х наступила свобода «оттепели». Произошел отказ от устоявшихся принципов изображения Ильича, на первый план вышло желание очеловечить и оживить главного героя.

Художники, никогда не видевшие Ленина, но окруженные с ранних лет огромным количеством его изображений, пытались вернуть его изображению естественность и органичность. Происходил разрыв шаблонов, образ Ильича был придуман заново и воплощён и самых неожиданных сюжетах и техниках: линогравюра, сериграфия, ксилография, автолитография, шелкография, офорт.

Многообразие техник, в которых в 1960-1980 гг. создавали свои работы российские, латвийские, казахские, грузинские, украинские, узбекские художники, можно увидеть сразу в двух залах Научно-культурного центра «Музей В.И. Ленина» на выставках «Образ времени» и «Образ вождя».

«Повсеместное увлечение черно-белой линогравюрой в это время соответствовало процессу утверждения новой – урбанистической и динамичной – натуры, которая хорошо сочеталась с лаконичностью ритма и энергетикой штриха. Увлечение рисунком и офортными техниками в 1970-х годах дало советским графикам широкие возможности для индивидуальной интерпретации тем, позволило наполнить их внутренней лирикой или личной экспрессией. Одновременно наметилось движение к новому ощущению формы. Все чаще пространство рисунка сознательно деформируется, подчиняясь напору авторского чувства, отражая не столько место, сколько время, сжатое в пружину и готовое в любой момент развернуться, раскрывая спрессованные в нем образы и смыслы», – отметила Светлана Мерзлякова, куратор выставки.

Для выставки отобраны графические работы из фондов музея-заповедника «Горки Ленинские» наиболее характерные для творческих поисков художников 1960-80-х гг.

 

Выставка доступна 17 марта 2023 – 14 мая 2023 г

6+.  Вход для посетителей музея-заповедника «Горки Ленинские» свободный.

Место проведения: Московская область, Ленинский г.о., р/п Горки Ленинские, ул. Центральная, д. 1.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Книга памяти

16 февраля 2023 | 19:50

«Книга памяти» – родник правды о судьбе героев Великой Отечественной ...

Еще по теме
Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и обработкой ваших данных.
Принять