Вопросов было много. Какие приёмы необходимо использовать для того, чтобы получить качественную фотографию? Как развивать насмотренность? Что почитать, дабы делать эту работу профессиональнее? Об этом и многом другом мы поговорили с фотографом и преподавателем Михаилом Шабалиным.
Да, Михаил не только снимает сам, но и преподаёт, обучает других мастерству в области фотографии: позволяют опыт и знания. Он учит людей разных возрастов и профессий не просто держать камеру, а ещё и делать прекрасные снимки. Вся наша дружная редакция «Призыва» тоже не так давно побывала в ученичестве у этого мастера.
– Иногда люди приходят и говорят, что учатся для себя. Но это всегда полуправда. Люди учатся, чтобы самовыражаться. Чтобы показывать, что они могут, и вызывать восхищение у других людей, – уверен Михаил. – Для многих со временем это увлечение становится профессией.
Родом из детства
Многие увлечения приходят к нам именно в детстве и потом остаются с нами на долгие годы. Вот и Михаил, когда еще был мальчишкой, открыл для себя мир фотографии.
– В моём советском детстве в магазине продавались плёнка, фотобумага. В ту пору у любого мальчика была камера. У любого ребёнка была красная комната в ванной. И я тоже на выходных печатал с родителями фотографии. Получилось, что фотография была со мной всю жизнь, – делится Михаил.
Став старше, мужчина не забросил увлечение, а сделал его своей работой. Повышать мастерство помогали съёмки. А потом ему захотелось систематизировать всё, что было получено на личном опыте. И он пошёл учиться.
– Я вдруг остро почувствовал необходимость «устаканить», систематизировать свои знания по фотографии, – говорит наш герой, – узнать что-то новое, чего я не знал раньше.
В 2008 году Михаил Шабалин успешно окончил Московскую академию фотографии. А ещё через четыре года начал преподавать сам.
Мы не волшебники, мы фокусники
Представьте, что вы пришли в картинную галерею. Перед вашими глазами произведение Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Вы под сильным впечатлением от картины, правда, рассказать, что же вас в ней зацепило, сразу скорее всего не сможете. Но вы в восторге, а значит, художник справился со своей задачей.
Абсолютно точно так же на нас воздействует красивая фотография. То, что сделал фотограф, тоже влияет на наши чувства.
– Надо понимать, что мы не волшебники, мы фокусники, – улыбается Михаил. – Наша задача – заставить вас испытать некие чувства. Это делается благодаря использованию технических приёмов. Но творческая составляющая, конечно, не отменяется. Ведь будущую фотографию сначала надо придумать и представить.
Итак, залог успешной фотосъёмки – технические знания. В фотографии очень важно знать, как добиться конкретного эффекта. Нужно понять, что такое диафрагма, выдержка, фокусное расстояние, композиция. Всем этим техническим премудростям Михаил и обучает на своих курсах.
Главное для художника – это композиция. У фотографа абсолютно такие же потребности: видеть композицию кадра. Какие приёмы используют фотографы, разберём на примере работы Михаила Шабалина «Весенняя Яуза».
– Здесь есть линейная перспектива, некая линия, уводящая вглубь.
– Перспектива масштаба. По мере удаления от переднего плана равновеликие объекты уменьшаются. Соответственно, это даёт нам представление о масштабе.
– Ритм. На фото присутствует ритмический рисунок.
– Кадр панорамный, равновесный, в кадре присутствует фигура – треугольник, который является направляющей.
Всё, разбор закончен.
Но еще один важный аспект. Для прогресса, для того, чтобы научиться хорошо фотографировать, требуются упорство и труд. И постоянное совершенствование мастерства.
Муза Ирина
В любом фотографе живёт романтик. Иногда фотографируют просто для души. Чтобы запечатлеть прекрасный момент. Работы для души есть и у Михаила. Одна из них называется «Муза Ирина. Портрет».
– Вечер в Баку, мы вдвоём с беременной женой у здания Захи Хадид, – рассказывает Михаил. – Архитектурный объект очень необычной формы, нам он напомнил гигантскую шляпу. Это сооружение так впечатлило, что захотелось немедленно всё заснять. Момент замечательный, жена красивая. Так и родилось это фото.
В жанре портрета редко когда всё идёт по сценарию. Это история чисто про эмоции. Это прогулки по городу вместе с моделью, когда от настроения и окружающей природы рождается нечто удивительное.
– Сейчас жанровый портрет я бы назвал одним из моих любимых видов фотосъёмки, – уверяет фотограф.
Сквозь время
Давайте вспомним историю. За десятилетия существования фотографии способ получения фотоизображения менялся – от купания фотобумаги в химических растворах до съемок на телефон. Фотограф Михаил Шабалин и сам лично «пощупал» много процессов производства фотографий. Но рассказал нам про два из них.
Мокрый коллодий
Этот процесс фотосъёмки был открыт в далёком 1851 году. Считается, что именно с этого метода началось массовое распространение фотографии.
Для начала брали стекло, на него поливали коллодий, посоленный йодистым калием. Далее очувствляли в нитрате серебра и вставляли в форматную камеру, потом производили съёмку. Фотокарточку проявляли сразу же. В классическом методе в жидкости для проявления фотографии использовали цианистый калий. Сейчас такой метод не востребован из-за сложности процесса.
Мобилография
А вот ещё один способ получения фото, сейчас, напротив, доступный всем. Это фото на мобильный телефон. Самая лучшая камера для фотографа – та, которая доступна в любой момент. Если вдруг возникает обманчивая надежда, что будете всегда таскать с собой фотоаппарат, поверьте, не будете, если это не ваша рабочая обязанность. А камера мобильного телефона всегда под рукой.
– Когда я начинал заниматься мобилографией, это еще не было таким повальным увлечением, как сейчас. Телефоны были слабенькие, качество фото – ничтожно низким. Тогда от подобных работ ощущался эффект высокохудожественной фигни, – шутит Михаил.
Но заниматься этим ему было тоже интересно. Позже, из наблюдений за ночным городом, за людьми в электричках рождались целые серии работ, снятых на камеру мобильного телефона.
Как испугали модель
И напоследок – одна история о, так сказать, буднях фотографа. Она произошла довольно давно. Михаил тогда ещё не успел отучиться на фотографа, но камеру в руках держал часто. В то время для съемок люди искали моделей на форумах.
– А у фотографов были отдельные сайты для общения, – вспоминает Михаил. – И вот мы со знакомыми ребятами собрались на съёмку. У моего друга была фотостудия на Нагатинской. Промзона, бетонные заборы. Один жилой дом. Пятиэтажка. Хрущёвка. Нашли на форуме модель. Девочка на вид – божий одуванчик, волшебная фея. Она откликнулась быстро. Дали данные, куда и когда приезжать.
И вот как история разворачивалась дальше. Девушка подходит к Нагорной улице, её встречает друг Михаила – некий брутальный мужик. В рваном тельнике, рваных джинсах, бородатый. Взгляд недобрый, ибо болит голова. Они идут мимо промзоны, заборов. Девочка начинает сомневаться, мол, а надо ли ей это. Начинает задавать наводящие вопросы. Спутник её успокаивает: «Не волнуйся, всё нормально». Они шагают к пятиэтажке, девушка идет к подъезду. Парень: « Не, не, нам в подвал». При этом стоит за ее спиной. Наши герои спускаются в подвал, а там ещё 15 мужиков. Мужчины-фотографы дружно восклицают: «О, модель пришла!» Девочка заходит, её сажают на стульчик около подвального окошка. И… пристёгивают наручниками к батарее.
–Ужас в глазах девушки надо было видеть! – восклицает Михаил. – Но мы ее успокоили, объяснили, что ничего плохого с ней не сделаем, весь этот антураж только для фотосессии. Извинились, посмеялись. Кстати, фотки тогда получились шедевральные! Правда, саму модель мы потом отпаивали от стресса весь оставшийся вечер…
Юлия Петрова
В тему
Читаем и смотрим
Если вы решили, что хотите не просто нажимать на кнопочку фотоаппарата и делать «щёлк», а разобраться в технических аспектах профессиональной фотосъемки, эта подборка книг и фотохудожников, предложенная Михаилом Шабалиным, специально для вас.
- Читайте инструкцию к камере. Без шуток. Там содержится очень много полезной информации.
- Полистайте советские и чешские журналы, если вдруг они окажутся в свободном доступе.
- Лефрост «Дарья Донцова фотографического мира». Серия книг.
- Альбомы известных фотографов. На основе работ мэтров можно и нужно устраивать композиционные разборы.
5 . Владимир Ролов «Фотографии с рассказами из 80-х».
Работы этих фотохудожников стоит посмотреть:
- Владимир Ролов;
2 . Мейбел Додж;
- Энни Лейбовиц;
- Дмитрий Маркин. Мобилография.
Кстати
В нужном месте, в нужное время
И еще немного истории. Вы знаете, как Энни Лейбовиц стала самым востребованным фотографом на Западе?
Рассказываем. По заданию журнала Rolling Stone Энни отправилась на съёмку к Джону Леннону. Редактор настоятельно просил отснять Джона без его супруги Йоко Оно.
Когда Энни прибыла на съёмку в квартиру пары, Леннон категорически отказался сниматься без жены. Не слишком охотно, но фотограф согласилась на условие артиста. «Первое, что сказал мне Леннон, когда я вошла, – что он хочет быть с женой», – вспоминала Лейбовиц. Фотограф отметила: Джон знал о желании издателя снять его одного, но для него было важно, чтобы вместе с ним в кадре появилась его возлюбленная. Лейбовиц попросила Леннона снять одежду, он свернулся калачиком и обнял свою возлюбленную, которая оставалась одетой. Фотография, сделанная Энни, очень точно смогла передать суть отношений этой пары.
Лейбовиц покинула место съемок, а буквально через пять часов Леннон был убит фанатом. Фото, сделанное Энни Лейбовиц, стало последним прижизненным снимком знаменитости.
Так Энни Лейбовиц стала самым востребованным фотографом, оказавшись в нужном месте и в нужное время, а её фото – легендарным.
Оставить комментарий