Люди

27.07.2024

Я победил мир

  • 0
  • 4 мин

«Не заблуждайтесь сердцем, познайте пути Мои…»

Лето богато на события, запечатлённые евангелистами. Одно из них – Преображение Господне. О нём и других страницах Боговой истории – в нашем разговоре с ответственным Епархиального отдела религиозного образования и катехизации в Домодедовском благочинии, настоятелем Никольского храма села Домодедово иереем Сергием Заплатниковым.

– В главе 16 Евангелия от Иоанна читаем слова Иисуса, обращённые к ученикам: «…мужайтесь: Я победил мир». И сказаны они в преддверии скорого распятия. Отнестись с верой к этим словам помогает среди прочего и такой факт, свидетелями которого стали апостолы Пётр, Иаков и Иоанн. Иисус взял их с собой на гору и преобразился перед ними, об этом пишут евангелисты Матфей, Марк и Лука. Ученики увидели и просиявшее лицо Учителя, и живших сотни лет назад Моисея и Илию, услышали глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный…». Как и когда, по вашему пониманию, мир сможет увидеть плоды этой победы, о которой две тысячи лет назад сказал Иисус, не раз показав силу своей божественной природы?

– Эти слова Господа вполне соответствуют Его Благовестию, с которого начинается Евангелие: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф 3.2). Действительно, мир побеждён: мир с его искажённым представлением о жизни и смерти, добре и зле, об истине и о лжи, о любви и ненависти, справедливости и воздаянии изменился раз и навсегда, и никогда более не будет прежним, не будет диктовать человеку свои условия. Бог вошёл в мир через смирение, потому что как Творец смиряет себя до творения, и через любовь, потому что из любви к человеку предаёт Себя на смерть – то есть через чуждые миру ценности. Бог вошёл в мир и преобразил его. Мир оказался побеждённым, потому что его идеалы (такие, как власть, богатство и слава), какими бы привлекательными они ни были, отныне не имеют большого значения в жизни человека. Теперь человек, особенно достигая зрелого возраста, стремится к умиротворению, душевному покою, подлинной непреходящей радости. Каково это состояние? Христос открыл и его, точнее приоткрыл трём апостолам – в событии Преображения. Это и было то самое желанное счастье, находясь в котором, апостол Пётр сказал: «Хорошо нам быть здесь». Это и было прикосновением к Царству, которое приблизилось настолько, что его смогли ощутить простые рыбаки, очистившие свои сердца от мира.

– Июль отмечен днём Петра и Павла. Оба они приняли мученическую смерть за веру в один день с разницей в год – 12 июля. В прошлом выпуске рубрики «По вере вашей» мы вспоминали Петра. А сегодня сделайте акценты на ключевых, по вашему мнению, моментах жизни Павла. Интересно и то, что до принятия Христа его звали Савл, и он был гонителем христиан… Уникально также то, что в Новом завете большинство посланий написано Павлом…

– Апостол Павел абсолютно не был похож ни на одного апостола, но при этом действительно оказался самым плодовитым из них, хотя и не хвалился этим. Прежде всего он никогда лично не видел Христа в отличие от других учеников. Его обращение произошло в тот самый момент, когда он собирался начать преследование общины христиан в Дамаске: по дороге в город он ослеп и услышал голос, вопрошавший, зачем он гонит Его. Савл, названный так в честь иудейского царя Саула, понял, что Сам Господь говорит с ним, и с тех самых пор всегда и во всём слушал Его. Он принял крещение и обосновался в Антиохии, где поначалу помогал проповедовать Варнаве, а затем стал совершать миссионерские путешествия и сам. Это были очень успешные путешествия, поскольку ему удалось основать христианские общины по всей Малой Азии, на Балканах и даже в Италии. Послания именно к этим общинам и вошли в состав книг Нового Завета. Успех проповеди Павла, получившего новое имя в честь кипрского консула Сергия Павла, которого он крестил, был продиктован в том числе и прекрасным образованием Павла. Ведь он был учеником известного иудейского книжника Гамалиила, о коем есть упоминание и в Евангелии. Кроме того, апостол Павел имел и римское гражданство, что позволяло ему беспрепятственно передвигаться по Римской империи и явилось причиной его «лёгкой» смерти через усекновение мечом. Но всё же главным отличием его апостольства стало его особенное рвение о Боге, жертвенное беспрекословное стремление служить Ему. И пусть в начале своего пути он был готов убивать ради Господа, после обращения он уже был готов отдать жизнь за Него, и закончил свой жизненный путь мученической смертью в Риме.

 

Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. Государственный музей

Из первоисточников

Сей есть Сын Мой Возлюбленный

По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Пётр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

 

Евангелие от Матфея 17:1-9.

Устроивший всё есть Бог

Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всём доме Его.

Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог.

И Моисей верен во всём доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.

Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.

Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.

Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца, доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».

Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.

На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?

Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?

Итак, видим, что они не могли войти за неверие.

 

Послание к евреям святого апостола Павла, глава 3.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Книга памяти

16 февраля 2023 | 19:50

«Книга памяти» – родник правды о судьбе героев Великой Отечественной ...

Еще по теме
Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и обработкой ваших данных.
Принять