Люди

29.05.2024

Есть метро!

  • 0
  • 5 мин

В филиале РГГУ в городе Домодедово открылась фотовыставка под названием «Дворцы для народа», рассказывающая об истории строительства Московского метрополитена

Тема на первый взгляд кажется неожиданной. Казалось бы, что общего между нашим городом и Московским метро? Ответы на этот вопрос есть. И мы представим их чуть позже. А пока сообщим, что это уже четвертая выставка в рамках договора о сотрудничестве газеты «Призыв» и филиала РГГУ. Она открыла совместный проект «Время, вперёд!», посвященный истории становления и развития нашей страны в 30–40-е годы.

Итак, отвечаем на вопрос о том, что нас связывает с Московским метро. Есть такие связи, есть. Среди домодедовцев, например, немало людей, которые строили Московский метрополитен или сейчас там работают. Кстати, в Домодедове живет инженер Владимир Горайчук, он сейчас читает в библиотеке метрополитена лекции об истории метро и технических вопросах, связанных с ним. «Призыв» рассказывал об этом проекте.

Кроме того, практически каждый житель нашего округа пользовался или пользуется метро. Но много ли мы знаем об этом «городе в городе»? И часто ли за суетой будней успеваем полюбоваться красотой и художественным оформлением станций? Поэтому автор выставки, заместитель главного редактора газеты «Призыв» Наталия Шарова, решила устранить некоторые пробелы в этих знаниях. Ну а с кем делиться знаниями, как не со студентами? И вот – идея нашла свое воплощение. В холле на первом этаже вуза открылась фотовыставка под названием «Дворцы для народа».

Коллективный труд поколений

На конференции, приуроченной к открытию выставки, Евгений Сафонов, профессор, доктор экономических наук, рассказал студентам о новом проекте.

– Время, о котором мы вспоминаем сегодня, – это период 30-х годов прошлого столетия. Это время экономического и технического подъема, время, когда все творческие и физические усилия людей, живших в нашей стране, были направлены на созидание. Их девизом стала фраза «Время, вперёд!». Так назван фильм, посвященный этим людям. И сегодня мы хотели бы проложить мостик между тем прошлым и сегодняшним настоящим и призвать вас тоже направить свои силы на созидание – в учебе, бизнесе, искусстве. Россия не должна ждать, она должна двигаться вперед.

О подробностях технического прогресса в стране в то время рассказали выпускники вуза Кима Бабаян и Александр Щербиненко, направление обучения – «менеджмент». Ребята представили видеопрезентацию, посвященную 30–40-м годам прошлого века – времени индустриализации нашей страны. В эти годы активно развивались новые отрасли: авиационная, химическая, электротехническая, машиностроительная. Строились новые предприятия.

Вторая пятилетка СССР, кстати, ознаменовалась и открытием Московского метрополитена. Но это было только начало. Московское метро продолжали строить еще несколько десятилетий, эта работа не остановлена и сейчас. Так что подзаголовок выставки – «коллективный труд поколений» – как раз о том, что этот огромный труд объединяет десятки и сотни людей.

Стройка века

С довольно далекого прошлого начала свое выступление автор выставки Наталия Шарова. Она рассказала, например, что первое метро появилось ещё в XIX веке – лондонская подземка была открыта в 1863 году. Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год в России было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справляется с пассажирскими перевозками. После пробки 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт – от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро.

Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю. Но молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить на глубине. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе тогдашнему градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.

И вот 10 декабря 1931 года во двор дома № 13 по улице Русаковской (на месте будущего перегона «Сокольники» – «Красносельская») пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (сегодня – «Кропоткинская»).

15 октября 1934 года из электродепо «Северное», расположенного возле станции «Комсомольская», на линию выехал первый в истории метро поезд. А 15 мая 1935 года открылись первые 13 станций.

Для москвичей это стало небывалым событием. В столице даже прошли огромные демонстрации, участники которых несли плакаты с надписью «Есть метро!».

От дворцов к «сороконожкам»

Строительство первых станций метрополитена проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью. Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» можно назвать шедеврами архитектурной мысли. Это оценили и зарубежные специалисты: в 1939-м проект «Маяковской» получил гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собирались до полумиллиона человек, которые размещались как на платформах, так и в тоннелях. Вскоре подземная жизнь стала обыденностью: на станциях были открыты магазины, парикмахерская и даже библиотека. Во время воздушных тревог в метро родилось 217 детей.

Но однажды метро чуть было не уничтожили. Такой приказ поступил от Кагановича 15 октября 1941 года, когда враг подступал к Москве. Метро планировалось частично затопить, частично – заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз за всю историю не работал. К вечеру приказ об уничтожении был отменен.

Кольцевая линия, открытая в 50-х годах, стала апофеозом сталинского ампира. Все 12 станций украшены скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками. При этом каждая из них индивидуальна и неповторима.

В 1955 году правительство приняло решение «устранить излишества в проектировании и строительстве». Станции стали строиться не по индивидуальным, а по типовым проектам. В итоге станция «Спортивная» и другие выглядели проще по сравнению со своими предшественницами. Появились первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская» и «Фили»), строительство которых было более экономичным.

Курс на упрощение, взятый в середине 1950-х, продолжался до 1970 года. Появились «стекляшки» (станции со стеклянными вестибюлями) и «сороконожки» (платформы с 40 колоннами в два ряда). Новые станции отличались друг от друга только цветом облицовочного кафеля.

Оригинальный подход

В 1970–80-е годы получает развитие концепция эстетического оформления. Она сочетает индивидуальность сталинского метро и индустриальность хрущевского. «Кузнецкий Мост», «Пушкинская», «Горьковская» (теперь «Тверская») возводятся в стиле 30-х годов прошлого века. Типовые станции модернизируются, практикуется оригинальный подход. Так, станция «Свиблово» украшена смальтовыми панно и миниатюрами, в оформлении «Марксистской» применялась флорентийская мозаика, на «Шаболовской» использовался витраж из цветного стекла.

В 1985-м столичная подземка пополнилась станцией чехословацких метростроевцев. В то время как архитекторы и инженеры дружественной страны возводили «Пражскую», советские оформители занимались строительством станции «Московская» в Праге.

В новом столетии меняется архитектура: проектирование ведется в новой стилистике. Например, станция «Тропарево», открытая в 2014 году, расположена возле Тропаревского лесопарка. На глубине 12 метров, в метро, тоже появился необычный парк. В соответствии с архитектурным проектом 162-метровую платформу превратили в аллею. Художественная доминанта зала – длинный ряд сверкающих металлических деревьев с раскидистыми кронами, а скамейки буквально обвивают стволы деревьев.

Ярким событием в жизни города стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца – городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.

История как пример

Заканчивая свое выступление, Наталия Шарова обратилась к студентам с пожеланием изу-чать историю. Это может быть история страны, своего округа, какой-то отрасли промышленности, строительства метро – это дело вкуса. Но история – это не только интересно, но еще и познавательно, уверена Наталия. История учит нас многому: патриотизму, ответственности, честности, а главное – стремлению двигаться вперед.

 

Секреты «Площади Революции»

Одной из станций метро, а именно «Площади Революции», автор выставки «Дворцы для народа» Наталия Шарова посвятила отдельную главу в своем рассказе об истории строительства метрополитена.

На полуцилиндрических арках станции разместились 76 бронзовых фигур работы скульптора Матвея Манизера. Это пионеры, спортсмены, матросы, пограничники, колхозники и другие образы, повествующие об истории страны с 1917 по 1937 год. Кстати, практически все скульптуры имеют свои прообразы. Так, моделями самой знаменитой скульптуры станции – «Пограничник с собакой» – стали Герой Советского Союза Никита Карацупа и его верный пес Индус.

Многие десятилетия после открытия станции в народе ходят легенды о магических свойствах установленных здесь фигур. Придумали эти легенды студенты МГТУ им. Баумана. Расскажем о некоторых: если рано утром потрогать флажок у сигнальщика, день будет удачным; для успеха в бизнесе нужно коснуться нагана в руке у матроса (кстати, именно эту деталь стремятся постоянно украсть); если коснуться туфельки девушки-студентки, судьба оградит от несчастной любви; студентам перед сессией рекомендуется натереть нос пса – тогда экзамены точно будут сданы.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Книга памяти

16 февраля 2023 | 19:50

«Книга памяти» – родник правды о судьбе героев Великой Отечественной ...

Еще по теме
Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и обработкой ваших данных.
Принять