Люди

01.05.2024

Был, Есть и Грядёт

  • 0
  • 5 мин

Главным событием в истории человечества церковь считает Воскресение Христа. Пасха, или Светлое Христово Воскресение в этом году отмечается 5 мая.

 

Подсознательно слово «Пасха» воспринимается как что-то очень светлое, оно дарует смысл настоящему и открывает грядущее. При этом оно связано с распятием Мессии: евангелисты подробно описывают дни жизни Иисуса, которому надлежало пострадать и претерпеть от людей, «не ведающих, что творят»… Петру, приготовившемуся защитить своего Учителя, Господь сказал: «…вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» И далее открыл: «Я иду приготовить место вам…»

 

 Сегодня своим пониманием главного события в истории человечества с нашими читателями делится ответственный Епархиального отдела религиозного образования и катехизации в Домодедовском благочинии, настоятель Никольского храма села Домодедово иерей Сергий Заплатников.

– Отец Сергий, раскройте, пожалуйста, значение самого слова «Пасха». О Пасхе говорится и в Ветхом, и в Новом заветах… Что за ним стоит, и как его понимание развивается во времени?

– Слово «Пасха» происходит от еврейского слова «Песах» и означает «прохождение мимо». Это значение имеет очень важный смысл в Ветхом завете и описывает совершенно конкретное событие в истории – чудо исхода израильского народа из Египта. Оказавшись в свое время в Египте, евреи перешли из состояния граждан в состояние бесправных рабов, и тогда через откровение Божие они решили покинуть Египет и вернуться в Землю обетованную. Однако фараон не желал отпускать евреев. Один из пророков израильских – Моисей – предупреждал фараона о том, что, если он не отпустит народ, египтян постигнут тяжелейшие бедствия, это и произошло впоследствии. Последним наказанием была жестокая смерть всех первенцев в египетской земле, которая не коснулась лишь домов евреев, принесших накануне в жертву ягнёнка и помазавших его кровью косяки дверей. Смерть прошла мимо их домов благодаря крови невинного убиенного ягнёнка. Фараон отпустил евреев, и это судьбоносное событие праздновалось в Израиле вплоть до явления Христа в мире. Новозаветная Пасха во многом повторяет египетское чудо: невинный Агнец приносится в жертву – распинается на Кресте – и тем избавляет верующих в Него от первородного греха, духовной смерти. Удивительно, что само Распятие происходит в дни празднования еврейской Пасхи. Поэтому Христа часто называют Агнцем Божиим.

– Читая первоисточники, воспринимаешь, что их авторы разговаривают с тобой вне рамок обычной земной жизни. В то же время люди всё ещё продолжают жить, как и тысячелетия назад, удовлетворением своих насущных плотских потребностей – тем, что в евангелиях называется тленным. Как всё это совместить в наших головах? Может быть, не придумывать и не ставить себе недосягаемых целей, а начать с удовлетворения, благодарности, радости, что твоё внутреннее вообще откликается на слова Посланника? Вспомним, как книжникам и фарисеям, считавшим себя детьми Авраама и при этом искавшим возможность убить Христа, Иисус сказал: «Слово Моё не вмещается в вас»; «…если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы»…

– Замечательно, что именно Великий пост предшествует празднику Пасхи. Конечно, человек живет в явном, осязаемом мире и не может без насущных земных потребностей. Мы знаем, что и Христос алкал и жаждал. Однако нет никаких невероятно далёких от человеческого понимания идей в словах Господа о том, что «не хлебом единым будет жить человек» (Мф 4.4). Во время подготовки к Пасхе каждому верующему, который идёт аскетическим путём Великого поста, представляется возможность испытать себя и самому убедиться, что насущные потребности подчиняются нам, уходят на второй план, не довлеют над нами. В этом нет особенной тяжести, но в этом содержится тайна вечной жизни: кто живет духом, а не плотью, тот и наследует её. И так уж она устроена, что не терпит полумер. Оказывается, недостаточно быть добрым и радостным, то есть проявлять себя только внешне, нужно ещё и в себе победить страстное начало, иначе вся внешняя радость окажется всего лишь лицемерием.

– В своё время на уроках философии нам рассказывали, что издревле существовало понятие, будто каждому человеку важно встретиться со своей половинкой. И преподаватель приводил примеры, что одни считали этой половинкой верного друга, другие – супруга… Совсем другой смысл у этого понятия открывается, когда прочитаешь диалог Иисуса с Никодимом (Евангелие от Иоанна, глава 3), где Иисус говорит: «…кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». И на вопросы Никодима, который, как и все мы, спешит облечь сказанное в привычные, понятные сегодня рамки, уточняет: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть Дух»… Получается, что с самим собой ещё предстоит встретиться?!..

– Беседа Господа с Никодимом посвящена многим значимым вопросам, важнейшим из которых является Крещение. Рождение от воды и Духа в купели Крещения открывает человеку путь к Господу, некогда закрытый грехопадением Адама и Евы. И в этом смысле, действительно, нам необходимо осуществить встречу с самим собой, докопаться до своего подлинного бытия, чистого от внешних примесей условности и греховности. Самопознание было целью и многих античных философов. Познавший самого себя воспринимает всех окружающих как своих ближних, как бы узнаёт и познаёт их. Они все становятся теми самыми половинками. Весь мир открывается навстречу.

– У каждого человека в процессе становления рождаются свои вопросы. Это самое ценное. На свой вопрос ты обязательно встретишь и ответ. Главное – не спешить и не подменять истинное откровение для тебя готовой книжной формулировкой. В то же время люди ценят общение, развивающее и вдохновляющее на новые мысли, дерзания. Расскажите, широко ли в этом году будут проходить пасхальные службы и совместные церков-но-светские встречи на эту тему?

– Пасхальные службы, как и в прежнее время, проводятся во всех храмах в ночь накануне праздника Пасхи и предваряются богослужениями Страстной седмицы, то есть недели перед Светлым Христовым Воскресением. Общение в такие дни не совсем уместно, а вот начиная с Воскресного дня даже необходимо разделять радость с ближними. Принято навещать родных людей, посещать страждущих, помогать слабым и больным. 6 и 7 мая планируется проведение Пасхального театрального фестиваля в доме культуры «Константиновский» с участием приходских и школьных театральных коллективов. В середине мая состоится муниципальное родительское собрание, на котором представители нашего благочиния совместно с управлением образования расскажут о важных духовных аспектах семейных отношений. 12 мая запланирован семейный спортивный фестиваль в селе Успенское. В нём могут принять участие все желающие прихожане храмов городского округа Домодедово. Очень надеемся, что эти мероприятия принесут всем участникам душевное тепло и светлую надежду.

 

Материалы подготовила Татьяна Мастеркова.

 

Веруйте в Того, Кого Он послал

 

«Итак, сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ:

вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал».

 

Евангелие от Иоанна, 6:28-29.

 

«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте». <…>

«Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». <…>

«Не оставлю вас сиротами; приду к вам». <…>

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам.

Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.

И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется».

 

Евангелие от Иоанна, 14:1, 11-12, 18, 26-29.

 

«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью». <…> «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы».

 

Первое послание к фессалоникийцам святого апостола Павла, 5:1-5.

 

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет».

 

Евангелие от Матфея, 24:42.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Книга памяти

16 февраля 2023 | 19:50

«Книга памяти» – родник правды о судьбе героев Великой Отечественной ...

Еще по теме
Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и обработкой ваших данных.
Принять