Люди

20.04.2024

Куда уехал цирк

  • 0
  • 5 мин

20 апреля отмечается Международный день цирка

Эти слова из песни – «Куда уехал цирк?» – хорошо знакомы людям старшего и среднего возраста. Ещё каких-то 30–40 лет назад такие зрелищные представления были очень популярны на просторах Советского Союза. Зрители специально ходили в цирк, чтобы посмотреть на клоуна Олега Попова, дрессировщика Михаила Запашного или эквилибриста Рабадана Абакарова.

 

– Сегодня цирк всё же популярен, – уверена жительница городского округа Домодедово, руководитель образцового циркового коллектива «Белый Рыжий» Татьяна Волкова. – Но до прежней славы, даже «поклонения» этому виду искусства сейчас, увы, далеко…

Сама Татьяна Александровна работает в цирковом жанре не один год. Она окончила тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Её увлечение манежным искусством началось в юности и продолжается уже больше трёх десятилетий.

– Мне было 20 лет, когда я познакомилась с цирком и влюбилась в этот вид искусства на всю жизнь, – рассказывает героиня статьи. – Цирк – самый честный, наиболее искренний вид искусства. Если человек пришёл в этот мир хотя бы на один день, он не уйдёт из него никогда.

 

«Мы певцы и музыканты, акробаты и шуты»

 

Татьяна Александровна возглавляет цирковой коллектив, занимается с детьми уже больше 18 лет. По её словам, коллектив она создала вместе с супругом Иваном Боковым, тоже мастером манежного искусства. Поначалу группа называлась «Бис» и работала на базе дома культуры «Авиатор», затем сменила название на «Белый Рыжий», а занятия стали проводиться во дворце культуры «Мир».

– «Белый Рыжий» – это отсылка к итальянской комедии дель арте, – поясняет Волкова, – в таких представлениях выступали актёры в специальных масках. Одними из персонажей этой комедии были Арлекин и Пьеро, которые носили белые и красные (рыжие) одежды. В честь этих персонажей мы и назвали наш коллектив.

В группе занимаются юные актёры в возрасте от 5 до 25 лет, но костяк составляют мальчики и девочки 9–13 лет. Занятия проходят по эквилибристике, акробатике, гимнастике, жонглированию, а также в других жанрах циркового искусства. Программа группы насчитывает 120 номеров.

– Это очень много, – говорит Волкова, – обычно артист готовит один, «коронный» номер и «катает» его из года в год. Редко бывает, чтобы артист делал не один, а несколько хороших номеров. В коллективе пытаемся развивать разные жанры, стремимся добиться многогранности выступлений.

А выступать ребятам из «Белого Рыжего» приходится много. Юные артисты принимают участие в фестивалях, регулярно занимают призовые места на соревнованиях и конкурсах, показывают мастерство на концертах, выступают на праздниках и торжествах.

– Все, кто причастен к цирковому жанру, знают эти творческие соревнования, – рассказывает героиня статьи. – Это всероссийский фестиваль «Никулинская весна», областной конкурс цирковых коллективов «Парад-Алле». Стараемся выступать везде, куда приглашают. Особняком стоит фестиваль «13 метров», который ежегодно проходил в домодедовском дворце культуры «Мир». На него традиционно съезжались мастера цирка из Вологды, Кушвы, других признанных центров этого вида искусства. Также мероприятие посещали почетные гости: жонглёр Евгений Биляуэр, основатель жанра «Русская палка», акробатка Ирина Шестуа, другие корифеи искусства манежа.

Но нужно помнить, что выступлениям на арене предшествуют годы упорных тренировок. Прежде чем выйти на манеж, юные артисты много занимаются.

– Ребята должны быть в форме постоянно, – отмечает Татьяна Александровна, – основа любого номера – акробатика. Можно выступать в жанре клоунады, эквилибристики, воздушной гимнастики, но всё начинается с растяжки, шпагата, других упражнений. Работать над улучшением координации движений, гибкостью, ловкостью цирковые артисты должны всегда.

 

«Мама, посмотри, что я могу!»

 

Важна и психологическая подготовка. В процессе занятий, на тренировках ребята не только развивают силу, учатся держать равновесие, но и стремятся преодолеть страх.

– Борьба со страхом, умение преодолевать себя – важная часть жизни циркового артиста, – поясняет героиня статьи, – наши дети привыкают надеяться на себя, дружить и помогать окружающим. Неудивительно, что в жизни они добиваются больших успехов, хорошо учатся. Как правило, наши воспитанники – отличники в учебе, легкие в общении друзья.

Кстати, на дисциплине, постоянных тренировках построен и один из лучших в мире китайский цирк. Волкова говорит, что будущих акробатов или эквилибристов в Китае готовят чуть ли не с пелёнок. Цирковые «скауты» ездят по стране, ищут молодые дарования, а когда находят, принимают детей в специальные интернаты.

– Занятия в таких учреждениях идут круглые сутки, – рассказывает Волкова, – и построены на многократных повторениях. Будущий номер отрабатывается часами до автоматизма. Поэтому достигаются такие высокие результаты: китайские артисты поражают зрителей ювелирной техникой и невероятными трюками. Но в такой подготовке есть и обратная сторона медали. Ребята, занимающиеся в специализированных китайских цирковых интернатах, практически не имеют детства, лишены радостей, присущих обычным детям. Так что, как говорится, всё хорошо в меру. И в домодедовском коллективе эта мера есть.

– Наши ребята всегда занимаются в охотку, – подчёркивает Волкова, – они преодолевают себя, вырабатывают кураж и артистизм, расцветают и меняются буквально на глазах. Нет ничего приятнее, чем слышать, как девочки кричат приходящим на занятия родителям: «Мама, папа, посмотрите, что я могу делать!», видеть в глазах ребят огонь и блеск.

 

Цирк для хулиганов

 

Татьяна Александровна отмечает, что цирк имеет не только творческое, но и, так сказать, социальное начало. Он позволяет привлечь к занятиям ребят из многодетных, социально незащищенных семей.

– Цель такой подготовки – забрать детей с улицы, отвлечь подростков от плохих поступков и сомнительных компаний, добиться, чтобы они не пошли по кривой дорожке, – говорит героиня статьи. – К примеру, в Санкт-Петербурге есть цирк для хулиганов, где занимаются трудные мальчики и девочки. У нас в коллективе была такая девочка, при этом на фестивале «Никулинская весна» в Кузьминках она стала второй в номинации «Социальный цирк».

Татьяна Александровна отмечает, что работа с детьми – особая. Ведь дети не терпят двуличия, не выносят неискренности и всегда чувствуют фальшь.

– За годы работы я научилась быть психологом, – признаётся героиня статьи, – ребята ведь бывают разные. Одни имеют большие задатки, другие не хотят работать и нужно корректно, правильно им всё объяснять. Те, кто не хочет заниматься, не имеет внутреннего стержня, как правило, у нас не задерживаются. Цирк ведь искусство не для всех. Дети, не чувствующие жанр, не желающие бороться, не стремящиеся превзойти себя, цирковыми не становятся.

Кстати, Татьяна Александровна пояснила, что в разговоре правильно говорить именно «цирковые», а не «циркачи». Второе слово считается оскорбительным в среде артистов и применяется в уничижительном значении.

 

Место для творчества

 

Когда рассуждают о цирке, как правило, поднимают и тему безо-пасности. Выступления на манеже – трудное дело, ведь артист рискует не только здоровьем, но порой и жизнью.

– Однако это больше в прошлом, – успокаивает Татьяна Александровна, – сегодня страховка, оснащение – высокого качества, что позволяет избежать серьезных повреждений. Если такие случаи и происходят, то крайне редко. В коллективе мы полностью отвечаем за безопасность детей, не имеем права допустить, чтобы ребята рисковали здоровьем. За 18 лет работы у нас не было ни одного случая получения детьми серьёзных травм.

В то же время цирк – один из наиболее творческих, инновационных видов искусства. В нём всегда есть место поиску, созданию личного «ноу-хау».

– Цирк – кладезь для нововведений, – поясняет Волкова. – Взять, например, жонглирование. Кажется, всё просто и понятно, бери и бросай. Но это на первый взгляд. Жонглировать ведь можно разными вещами – палочками, спичечными коробками, чемоданами и даже пластиковыми пакетами (есть и такое). Было бы желание, новое придумать можно всегда. У нас в коллективе занималась девочка, которая, стоя на двух других девочках, делающих мостик, крутила обручи. И таких примеров можно привести много. Всегда искренне восхищаюсь тем, что придумывают дети, что они создают.

Татьяна Александровна посвятила любимому делу всю свою жизнь.

– Уверена, цирк – лучшее место на земле, – делится героиня статьи, – это магия, волшебство, мечта, театр и спорт в одном. Цирк – наиболее искренний вид искусства. Если в музыке трубач или гитарист сфальшивит ноту, это могут и не заметить. А вот если ошибку совершит артист цирка, это будет видно всегда. Знаете, в цирке не только трудишься, но и отдыхаешь душой. Бывает трудно, опускаются руки, на сердце тяжело, но приходишь в коллектив и словно оживаешь – чувствуешь подпитку и желание жить.

Так что цирк не уехал, он остается с нами. 

 

В тему

 

Самые счастливые

 

С особой теплотой Татьяна Волкова отзывается о таком жанре циркового искусства, как клоунада.

– Самые счастливые люди на земле – клоуны, – делится мнением героиня статьи, – они радуются и несут веселье другим. Моим кумиром был и остаётся Юрий Никулин. Поставить кого-либо рядом с ним сложно. Это светлый, позитивный человек, в своей жизни я всегда равнялась на него. Мы неоднократно бывали в интернате имени Никулина. Там везде висят портреты Юрия Владимировича. Когда туда приезжали, великий клоун как будто присутствовал рядом и помогал нам. Также мне нравятся Михаил Шуйдин, Леонид Енгибаров, режиссер и комик Чарли Чаплин. Кстати, артистов цирка обижает, когда кого-либо уничижительно сравнивают с клоуном. Не надо этим оскорблять мастеров искусств. Клоунада – самый прекрасный и одновременно наиболее сложный жанр. Ведь клоуны – это и эквилибристы, и гимнасты, и акробаты, они могут и умеют всё.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Книга памяти

16 февраля 2023 | 19:50

«Книга памяти» – родник правды о судьбе героев Великой Отечественной ...

Еще по теме
Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и обработкой ваших данных.
Принять