Более четырехсот лет составляет общий стаж работы семейной династии ветерана Госфильмофонда России Надежды Николаевны Щетининой
– А начиналась наша династия с моего деда Николая Александровича Ермакова, – рассказывает Щетинина. – По его рассказам, он очень тесно работал с Георгием Александровичем Авенариусом. Это советский киновед, архивист, педагог, один из основоположников изучения и хранения фильмов в СССР. Он был начальником отдела обработки заграничного отдела Госфильмофонда.
Когда в конце 1945 года на станцию Белые Столбы привозили трофейные фильмы из Германии, дед Щетининой Николай Александрович перевозил их на санях, запряженных лошадьми, в Госфильмофонд. Тогда он назывался фильмобазой. Такое звучное название – Госфильмофонд – учреждению в 1948 году дал его новый директор Виктор Станиславович Привато. Он руководил им почти 30 лет.
Много лет хранителем в фильмохранилищах отработала бабушка Надежды Николаевны – Анна Александровна Ермакова.
Потом в отделе технического контроля ГФФ больше полувека трудилась мама Щетининой – Юлия Николаевна Козец (Ермакова). Сейчас ей 88 лет, она находится на заслуженном отдыхе.
Папа, Николай Степанович Козец, работал шофером в гараже, там же трудился и дядя. Второй мамин брат работал в котельной, а третий – в пожарном депо Госфильмофонда. По его стопам пошел и родной брат Надежды Николаевны.
Вот так и получилось, что эта семья оказалась верной одному-единственному предприятию на протяжении десятилетий! Их общий трудовой стаж – более 400 лет!
Одна четверка в аттестате
Надежда Николаевна Щетинина родилась 7 апреля 1956 года в многодетной семье. Она коренная жительница поселка Белые Столбы. Здесь прошли ее детство и юность. Окончив четыре класса в восьмилетней средней школе, что находилась по другую сторону железной дороги, в пятый она пошла в новую среднюю белостолбовскую школу, построенную рядом с Госфильмофондом.
Десять классов она могла бы окончить с отличием, если бы не одна четверка по математике, но это никак не помешало Надежде стать еще одним звеном в трудовой семейной династии.
На работу привели за руку
– 1 августа 1973 года меня мама, в прямом смысле этого слова, взяла за руку и привела в Госфильмофонд, – рассказывает Надежда Николаевна. – И я, надо сказать, не очень-то этому сопротивлялась. Во-первых, работа рядом с домом. Во-вторых, еще учась в школе, мы проходили в Госфильмофонде производственную практику: кто в цехах кинопроекции, печати или реставрации, кто красил заборы или высаживал цветы. Так что мы знали ГФФ, и здесь знали нас. А в-третьих, это считалось одним из престижных мест работы в Домодедовском районе. Были и другие плюсы. Например, к нам всегда приезжало много артистов, режиссеров, показывали редкие и новые фильмы. Здесь была очень интересная жизнь.
В то время на предприятии существовала традиция: все, кто устраивались на работу, обязательно знакомились с директором. Многие ветераны не без гордости сегодня говорят: «Меня принимал на работу сам Привато!»
На Надежду Николаевну Виктор Станиславович произвел впечатление человека очень спокойного, обаятельного, располагающего к себе. Задав несколько вопросов, он одобрил ее желание работать в цехе реставрации. И, возможно, с его легкой руки она до сих пор трудится здесь.
А плёнка-то живая!
– Первые три месяца я работала учеником, – вспоминает Щетинина. – Моим наставником была Галина Алексеевна Яковлева. Всем, что я умею делать сегодня, всеми своими навыками я обязана ей. Она обучала меня самому первому этапу ручной реставрации: делать на монтажном столе заплатки на пленке – они должны быть ровными, не перекошенными. Учила аккуратно склеивать пленку, чтобы она не порвалась. Я очень старалась. Для себя я сделала вывод, что пленка живая, ее надо чувствовать руками…
Вторым этапом была реставрация эмульсии на позитивной машине № 2, через нее проходили все ученики. На ней пленка промывается специальным раствором, и все имеющиеся царапины становятся менее заметными. Потом Надежда Николаевна училась реставрировать негативы, изучала другие этапы работы.
– Большую роль в нашем обучении сыграли начальники цехов, – отмечает ветеран. – Когда я только пришла, цех реставрации возглавляла Вера Ильинична Грызлова, а после на эту должность заступила Лариса Степановна Шамухина – выпускница Ленинградского института киноинженеров. Именно при ней мы все повышали квалификацию. Сейчас наш участок возглавляет Надежда Алексеевна Саплина – выпускница Шосткинского химико-технологического техникума, она тоже работает здесь около 50 лет и для многих была и остается наставником.
После каждого этапа обучения новички сдавали экзамены на повышение квалификации. Надо было хорошо знать оборудование, на котором работали, всё о пленке. Были вопросы по экономике, технике безопасности, они писали рефераты. В состав квалификационной комиссии входили главный инженер, начальники цехов и другие специалисты.
– Я успешно сдавала экзамены, меня всегда хвалили и присваивали очередной разряд, – гордится Щетинина.
Самая высшая квалификация
Сегодня Надежда Николаевна – реставратор участка реставрации и восстановления фильмовых материалов самой высшей квалификации. Все университеты своего профессионального мастерства она прошла на практике, оттачивая и совершенствуя полученные знания и навыки. Сейчас главный участок ее работы – реставрация основы пленки: глянцовка. Это последний этап большого сложного цикла, когда пленка склеена, прошла ультразвук, отреставрирована эмульсия – и теперь надо заглянцевать царапины с основы, чтобы в отдел технического контроля она поступила в идеальном состоянии. За смену через руки Надежды Николаевны проходит от 16 до 18 роликов кинопленки.
– Для качественного глянцевания на двух машинах, которые я обслуживаю, установлена маленькая скорость 300–325 метров в час, – объясняет Надежда Николаевна. – Стараюсь всё делать очень аккуратно. На пленке не должно быть царапин, пыли, надрывов. За всё время, что я здесь работаю, у нас не было такого, чтобы кто-то допустил брак или просмотрел какой-то изъян. Все относятся к своей работе очень серьезно, добросовестно и профессионально.
Главная награда
За годы работы на производстве Надежда Николаевна получила немало грамот и почетных званий, но самая дорогая награда для нее, как и для большинства госфильмофондовцев, это звание «Почетный кинематографист России». Теперь для многих начинающих специалистов она сама стала наставником и с большим удовольствием передает свой опыт молодежи.
– К нам каждое лето на практику приезжают студенты-реставраторы из Санкт-Петербургского института кино и телевидения. В течение одной-двух недель мы обучаем их работе на реставрационном оборудовании, – рассказывает Щетинина. – У нас здесь стоит пять машин, и студенты успевают с каждой познакомиться. Всё, что я знаю и умею, стараюсь передать им. Как-то после практики куратор одной из групп сказала мне: «Будь вы моей студенткой, вы у меня были бы отличницей!» Эти слова дорогого стоят.
Надежда Николаевна Щетинина часто проводит экскурсии по цеху реставрации. Она делает это с большим удовольствием, ведь ей знаком здесь каждый винтик.
Из семьи Надежды Николаевны пока никто не пошел по стопам мамы. Но кто знает, может две ее маленькие внучки, Анечка и Алиночка, когда вырастут, продолжат на Госфильмофонде семейную династию Ермаковых – Козец – Щетининых.
Ольга Александрова.
В тему:
Госфильмофонду России – 75!
4 октября Госфильмофонд России отмечает свое 75-летие. Сегодня это основной архив кинофильмов РФ, член Международной федерации киноархивов. Госфильмофонд проводит собирательскую, творческо-производственную, культурно-просветительную, научно-исследовательскую, методическую и информационную деятельность в сфере кинематографии.
С 6 по 15 октября Госфильмофонд России проводит III Московский международный фестиваль архивных фильмов. В этом году фестиваль в Москве пройдет сразу на трех площадках: это кинотеатр «Иллюзион», кинозал Государственной Третьяковской галереи и кинотеатр «Зотов. Кино».
Оставить комментарий