В этом году ветеран Госфильмофонда России Валерий Иванович Мягков отметит два юбилея: свое семидесятилетие и пятьдесят лет работы в киноархиве
Бегая с мальчишками после уроков по стройплощадке на территории Госфильмофонда, где возводился новый производственный корпус, будущий киномеханик первой категории, ветеран Госфильмофонда Валерий Иванович Мягков и представить не мог, что спустя годы на крыльце этого здания он будет стоять рядом с мэтрами отечественного кинематографа Сергеем Бондарчуком и Василием Шукшиным.
Связист и шофёр одновременно
Валерий Иванович родился 1 сентября 1953 года в поселке Белые Столбы. Их многодетная семья жила в частном доме недалеко от киноархива. Из четырех детей он был самым старшим.
После окончания в 1969 году белостолбовской средней школы 16-летний Валера по совету дяди устроился на завод «Кондиционер» учеником токаря. Ремеслу обучался на месте. Пройдя технический минимум, с первого раза сдал экзамен и получил 2-й разряд по этой профессии.
Потом была армия. Службу Валерий Иванович проходил в белорусском городе Новогрудок в составе отдельного автомобильного батальона, служил связистом и шофером одновременно.
Новая жизнь
Вернувшись домой, решил освоить новую специальность.
– Когда я был маленьким, у нас дома была только радиоточка. Мы даже не знали, что такое телевизор, он появился лишь в 1961 году. А поход в кино для нас был целым праздником, но в кинотеатр мы ходили крайне редко. У меня всегда душа лежала к профессии киномеханика, и среди таких специалистов у меня было много знакомых. Я им постоянно завидовал. Ведь, в отличие от меня, они имели доступ ко всем фильмам, в том числе иностранным.
И в 1973 году Мягков решил попытаться устроиться на работу в Госфильмофонд. У него не было специального образования, только огромное желание осуществить свою заветную мечту: стать киномехаником.
В киноархиве его встретил начальник цеха кинопроекции Николай Кондратьевич Самсонов. Он привел юношу в большой директорский кинозал, расположенный на втором этаже административного корпуса, и там познакомил с будущей наставницей – Галиной Алексеевной Ряховской, сказав: «Вот твой учитель!»
– Когда в киноаппаратной я увидел огромные кинопроекторы, мне стало страшно и как-то не по себе, – рассказывает Валерий Мягков. – Аж сердце замерло! Первое, о чем подумал: а смогу ли я научиться работать на этой аппаратуре? Зарядить ее было несложно, эту процедуру я потом освоил за два дня, а вот разобраться в устройстве самого аппарата было делом не простым.
…И освоил компьютер за две недели
Но, как говорится, глаза страшатся, а руки делают. Постепенно, шаг за шагом, обладая пытливым умом и блестящей памятью, Валерий Иванович освоил все киноустановки, находившиеся на эксплуатации в Госфильмофонде. А по-другому было нельзя. Во-первых, часто приходилось кого-то замещать, а во-вторых, регулярно надо было производить профилактику оборудования – это чистка аппаратуры, промывание и регулировка роликов и так далее. Научился производить и мелкий ремонт.
Поработал он и на узкопленочных 8-миллиметровых аппаратах, демонстрируя фильмы в школах, и на 35-миллиметровых киноустановках, показывая фильмы детям в пионерских лагерях.
Работа постоянно сопровождалась учебой и сдачей экзаменов. А когда на смену пленке пришла цифра, Валерий Иванович буквально за две недели умудрился освоить компьютер, а затем и цифровое кинооборудование.
Никуда отсюда не уйду!
– Когда я пришел работать в Госфильмофонд, смотрел все фильмы подряд, и плохие, и хорошие, мне очень нравилось узнавать что-то новое, – вспоминает киномеханик. – Меня было не оторвать от маленького просмотрового окошечка. Особенно любил хронику, иностранные фильмы в цветном изображении, интересно было узнать, как живут немцы, поляки, чехи… По телевизору, правда, шла передача «Клуб кинопутешествий», но это всё отличалось от того, что можно было увидеть здесь.
Как-то Мягков шел домой после работы вместе с директором Виктором Станиславовичем Привато. Он и говорит молодому человеку: «Что ты пошел в киномеханики? Там ведь заработки маленькие, пошел бы в механическую мастерскую, там премии дают». А тот ему: «Виктор Станиславович, я уже здесь так привык, никуда отсюда не уйду!»
– Наш директор был очень простым человеком, без высокомерия и тщеславия, – вспоминает Мягков. – К нему и в коридоре можно было подойти, и в кабинет заглянуть, попросив: «Виктор Станиславович, примите, пожалуйста». А он: «Заходи!»
При этом директоре строился пансионат, что стоит напротив Фестивального киноцентра. Виктор Привато очень любил лес, просто боготворил его. При нем в лесу, который занимает немалую площадь на территории ГФФ, был полный порядок, а грибов сколько было! Даже маслята попадались. Территория фильмохранилища, к слову, всегда находилась под охраной и была огорожена колючей проволокой, а молодежь, такая же, как Мягков, умудрялась эту проволочку поднять, пролезть под ней и грибы собирать на так называемой «запретке». Охранники, правда, их гоняли…
Наши директора
Виктор Станиславович Привато до 1978 года руководил предприятием. Он работал до последних дней, а потом тяжело заболел и ушел из жизни. После него в течение года исполняющим обязанности директора был Виталий Васильевич Тихонов, которого на этом посту сменил Марк Акимович Строчков (годы работы – 1979–1989).
А в 1990 году на эту должность утвердили Владимира Сергеевича Малышева. Он сумел сохранить Госфильмофонд, когда, по сути, разваливалась страна. Набрал людей, всё продумал, всё спланировал. При нем практически не было задержек с выплатой зарплаты.
– У меня была большая семья, пятеро детей, и Владимир Сергеевич мне очень помогал, – вспоминает Мягков. – Даже выделил из нашего подсобного хозяйства телочку, чтобы было свое молоко и было чем семью прокормить. Он и о Госфильмофонде заботился, как о своем родном доме. Мне было очень жалко, когда он от нас уходил на повышение.
Мягков рассказал, что директор как-то зашел к нему в киноаппаратную, и они тепло поговорили. Мягков сказал: «Владимир Сергеевич, как жалко, что вы уходите». А тот ответил: «Не всё зависит от меня. Попросили так, что отказаться не мог».
Знающим специалистом, человеком на своем месте, знатоком кинематографии был и следующий директор, Николай Михайлович Бородачев, который возглавлял Госфильмофонд с 2001 по 2017 год. Он не забывал о старых работниках, заботился о ветеранах.
– Меня тоже к награде представил, премию дал, – говорит Валерий Иванович. – Помню, я и другие ветераны, отработавшие больше 40 лет на предприятии, сфотографировались вместе с ним на память.
Тот самый фестиваль
При Бородачеве продолжалась активная фестивальная деятельность, благодаря которой о Госфильмофонде узнали не только по всей России, но и за рубежом. Проводить фестивали архивного кино «Белые Столбы» начал еще предыдущий директор, Малышев, а Бородачев эту традицию продолжил.
Фестивали проходили на очень высоком уровне, их готовили сотрудники научного отдела, но подключены к подготовке и проведению были все, в том числе и киномеханики.
– На фестивали к нам приезжали популярные артисты и режиссеры, – вспоминает Валерий Мягков. – Вообще, за годы, что я здесь работаю, мне посчастливилось увидеть многих известных артистов: Ивана Рыжова, Павла Кадочникова, Вячеслава Тихонова, Владимира Коренева, Татьяну Доронину и многих других. Раньше ведь не было интернета, и актеры пересматривали у нас фильмы, в которых они снимались. Их можно было увидеть только в Госфильмофонде. А режиссеры к нам обычно приезжали смотреть хронику.
Кстати, перед началом съемок фильма «Они сражались за Родину» Валерию Мягкову посчастливилось в течение месяца работать с Сергеем Бондарчуком и Василием Шукшиным. Они отбирали хронику для этого фильма.
– С Шукшиным мы часто выходили на крыльцо перекурить, – говорит киномеханик. – Эти люди были очень простыми в общении, несмотря на их величину и популярность. Жалею теперь, что вот автограф я как-то у них взять постеснялся…
Двойной юбилей
2023 год – дважды юбилейный для Валерия Ивановича Мягкова. 1 сентября он отметит свое 70-летие, а 23 августа будет 50 лет с начала его работы в киноархиве.
Без фильмохранилища, своей работы он просто не представляет своей жизни:
– Я до такой степени привык к своей работе, что если сейчас уйду на пенсию и сяду дома, то просто с тоски завяну. Так что пока есть силы, буду трудиться. Ведь у меня лучшая профессия на свете!
Оставить комментарий