Ветеран Госфильмофонда России Нина Сергеевна Банникова отработала на этом предприятии почти 47 лет
Она родилась в многодетной семье 28 октября 1955 года. В 1971-м ордена Ленина был удостоен её отец. Ветеран Великой Отечественной войны, комбайнёр одного из совхозов на Брянщине, он занесён в «Книгу почёта» Суземского района.
Такой он воспитал и дочь
Дважды Сергей Николаевич Банников становился победителем Всесоюзного социалистического соревнования на уборке зерновых.
Он ценил в людях честность, порядочность и трудолюбие. Всегда был там, где трудно, где нужны были его помощь и знания. Такой воспитал и свою дочь Нину.
-У меня были очень простые и трудолюбивые родители, – вспоминает Нина Сергеевна Банникова. – Отец работал механизатором, был бригадиром тракторной бригады. Во время полевой страды он с раннего утра до позднего вечера убирал урожай, мы его практически не видели. Мама тоже работала в совхозе по разнарядкам. Женские бригады то косили, то пололи, то что-то высаживали. Я с детства родителям помогала. На мне были кухня, огород, скотина. Родители очень много дали мне в жизни. Своим трудом показывали, что к любому делу надо подходить ответственно. Отец мне всегда говорил: «Ты пообещала, значит, надо сделать, не можешь сделать – сразу откажись. Надо так жить, чтобы не стыдно было людям в глаза смотреть, и совесть всегда должна присутствовать…»
Дорога в кино
Нина с отличием окончила сельскую школу и по совету своей классной руководительницы поступила в химико-технологический техникум.
– Нас же раньше не отпускали в город учиться, надо было работать там, где ты родился, – рассказывает ветеран. – Но, поскольку я окончила школу с отличием, меня отпустили поступать в техникум. Моя классная руководительница сказала, что это замечательный техникум, там дают очень хорошие знания: «Ты получишь интересную профессию, будешь работать или на киностудии, или в любом другом месте, но обязательно связанным с кино».
Нина прислушалась к советам педагога и поехала в Сумскую область, в город Шостка, поступать в техникум, чтобы получить специальность технолога кинофотоматериалов. Учеба там была действительно интересной. Техникум дал ей фундаментальные знания.
Все четыре года учебы она жила в общежитии с девчонками из Абхазии, России, с Украины. Все были дружны между собой и всегда друг другу помогали.
Окончив в 1976 году с отличием шосткинский техникум и получив красный диплом, по направлению Министерства культуры Российской Федерации Нина Сергеевна приехала в поселок Белые Столбы устраиваться на работу в Госфильмофонд.
– Меня встретила начальник отдела технического контроля Эльвира Владимировна Герасимова и повела знакомить с директором, – продолжает рассказ Нина Сергеевна. – Виктор Станиславович Привато внимательно посмотрел на меня, побеседовал и одобрил мое назначение в ОТК. Так я попала в отдел технического контроля на должность контролера пятого разряда. Это был самый высший разряд.
В этой службе Нина Сергеевна проработала 20 лет, она постоянно “росла в должностях”. Была контролером, бригадиром контролеров, затем – мастером и старшим мастером.
– Первые полгода было непросто втянуться в работу, – говорит она. – Знания, полученные в техникуме, надо было соединить с практикой. Мы просматривали фильмы на экране, потом на столе, затем опять на экране.
Заполняли акты технического состояния по разным видам материалов, требовалось знание всех правил, предъявляемых к контролю. Долго не могли привыкнуть к такому понятию, как комплект фильмовых материалов. Тонкостей и подводных камней в работе было очень много.
Как преодолеть трудности?
Действительно, что же помогало молодой девчонке преодолевать трудности? Во-первых, Нина Сергеевна приехала в Госфильмофонд не одна, а с подругой, Галей Сурцевой, учившаяся с ней в одной группе и тоже окончившая техникум с красным дипломом. Взаимная поддержка дорогого стоила. А во-вторых – понимание и человеческое добродушие, с которыми женский коллектив ОТК встретил молодых специалистов.
– Они нас встретили как своих родных деток, – убеждает ветеран. – Обучали на месте, делились секретами профессии. Даже приносили нам из дома что-то поесть, ну как мамочки для нас оказались. Столько было тепла, доброжелательности, открытости во взаимоотношениях! И самое главное – желание передать нам весь свой накопленный опыт. Работали с огоньком и большим интересом.
Дом, в котором я живу
Молодым специалистам дали сперва комнату в общежитии, а когда Нина Сергеевна вышла замуж и родила первенца, получила комнату в доме для инженерно-технических работников. После рождения второго ребенка ей там же дали еще одну.
Вообще, жилищному вопросу Госфильмофонд всегда уделял большое внимание, это был хороший стимул для привлечения молодых специалистов. Каждый директор ГФФ строил жилье для своих сотрудников.
– Как-то к нам приехала делегация из Пекинского архива, и переводчица говорит ее руководителю, что недавно в Госфильмофонде сдали современный многоквартирный жилой дом и сотрудники, много лет отработавшие на предприятии, получили там бесплатно квартиры, – вспоминает Банникова. – Директор Пекинского архива очень удивился и сказал: «Вы, наверное, что-то неправильно перевели?» Оказалось, всё было верно. Нашего гостя из Поднебесной тогда очень поразило сообщение, что людям от производства дают бесплатное жилье!
Активисты и общественники
Тех, кто приехал после окончания шосткинского техникума, а это была вторая волна выпускников, сразу включили в общественную жизнь коллектива Госфильмофонда. Они были очень активными. Устроившись на работу, сразу встали на учет в комсомольскую и профсоюзную организации предприятия. Безотказно участвовали в различных спортивных мероприятиях.
– Помню, ездили в Подольск на соревнования по стрельбе из пневматического оружия, – гордится Нина Сергеевна. – Здесь, в Белых Столбах, мы всегда участвовали в лыжных гонках. И даже пришлось соревноваться в заездах на санях! И смех, и слезы. Не помню, где они проходили, но не забуду, как на старте меня кто-то сильно подтолкнул с горы, и я понеслась вниз. Так летела, что к финишу пришла одной из первых и заняла призовое место. А еще нас, молодых, незамужних, отправляли на уборку урожая картофеля в совхозы Домодедовского района. Мы никогда не отказывались, всегда с удовольствием откликались на все предложения. Очень весело в Госфильмофонде отмечали новогодние праздники.
Руководство под баян танцевало вместе с коллективом, и это было в порядке вещей. Если праздник заканчивался, а народ еще не навеселился, продолжали отмечать его у кого-то дома. Здесь все были как одна большая семья.
4 октября всегда праздновали день рождения Госфильмофонда и обязательно чествовали старейших работников, награждали грамотами тех, кто много лет отработал в киноархиве. Ветераны были в почете, и молодые всегда уважительно к ним относились.
Наш фестиваль
С 1997 года в ГФФ ежегодно стал проходить фестиваль архивного кино «Белые Столбы». Его родоначальником стал тогдашний директор Владимир Сергеевич Малышев. Кстати, у сотрудников Госфильмофонда на память остался выпуск газеты “Призыв”, в котором наш корреспондент Галина Абатурова рассказывала об этом событии. Кстати, обо всех остальных фестивалях мы тоже всегда очень подробно и много писали. Это были настоящие праздники кино!
Но вернемся к истории. Владимиру Малышеву, выпускнику экономического факультета ВГИК, возглавлявшему Госфильмофонд с 1990 по 2001 год, принадлежит очень много смелых идей и инициатив. Именно он объединил несколько отделов и создал комплекс по реставрации, контролю и хранению фильмовых материалов. Его начальником назначили Галину Ильиничну Караеву, а героиню нашего рассказа – ее заместителем. Это оказался очень хороший и плодотворный период в ее работе. Потом Банникову перевели на должность технолога группы главного инженера, а спустя какое-то время она стала начальником технологической группы.
Производство – уникальное
С каждой новой должностью Нина Сергеевна всё больше погружалась в изучение сложных процессов уникального производства. Создавала инструкции на основные процессы производства. Совместно с Московским научно-исследовательским кинофотоинститутом (НИКФИ) разрабатывала документацию, пересматривала различные нормативные документы и рекомендации. К слову сказать, все эти инструкции действуют до сих пор, ими пользуются на рабочих местах.
И еще одна прогрессивная инициатива принадлежит Владимиру Сергеевичу Малышеву. Он дал возможность работникам, имеющим за плечами большой багаж знаний и практический опыт, получить высшее образование.
– Владимир Сергеевич заключил с Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения договор на наше заочное обучение, и мы стали студентами его Московского филиала, – говорит ветеран. – Ездили туда во время сессий на лекции, проводили лабораторные занятия. Если бы не этот рывок, мы, а это в основном выпускники шосткинского техникума, составляющие сегодня основной костяк нашего производственного комплекса, не смогли бы занимать такие важные для производства должности.
Кстати, объявление о приглашении на учебу в этот вуз было опубликовано в то время и на страницах нашей тогда районной газеты «Призыв». Любой желающий мог воспользоваться этим приглашением и получить высшее образование – как очно, так и заочно.
– Малышев сделал тогда большое дело и для Госфильмофонда, и для каждого из нас, – уверена Банникова. – В тот период очень много наших сотрудников пошли учиться. Так получилось, что выпускники “Шостки” стали со временем основными специалистами Госфильмофонда.
Развитие продолжается
В ноябре 2001 года Госфильмофонд возглавил Николай Михайлович Бородачёв. Он продолжил дела, начатые предыдущим директором.
Достроил, например, десятиэтажный жилой дом, и в 2004-м большинство сотрудников получили ключи от новых квартир.
Завершил строительство нового административного здания с хранилищами. Обучал молодых специалистов.
Ну а для Нины Сергеевны Банниковой с получением высшего образования хлопот только прибавилось. В 2005 году она становится главным инженером Госфильмофонда и курирует центр технической обработки пленки. В него входят реставрация, копировальное отделение, контрольно-испытательный участок, участок обработки пленки, отдел механиков. Под ее контролем находятся также отдел хранения, ОТК и компьютерно-информационный участок. Сфера обязанностей заметно увеличилась. Нина Сергеевна стала также отвечать за экологию, охрану труда и промышленную безопасность, под ее надзором – котельная, транспортный отдел и лифтовое хозяйство. Она курирует отделы главного энергетика и главного механика. Одним словом, на ее женские плечи легла вся ответственность за опасные объекты, расположенные на территории Госфильмофонда.
– Для меня это были абсолютно новые направления, – признается Нина Сергеевна. – В течение года следовало всё изучить и во всё вникнуть. Если не начнешь во всё вникать, а только подписывать и утверждать техническую документацию, ничего не будешь знать и понимать.
А когда ты параллельно работаешь со специалистами всех направлений, накапливаются и знания, и опыт. Я такой человек, что люблю во всем добраться до истины. Может кого-то и раздражала моя дотошность, но по- другому я работать не могла. Стоит задача – надо ее решить, а чтобы это сделать, необходимо до конца во всём разобраться и всё понять.
Генеральный директор Госфильмофонда Николай Михайлович Бородачёв не ошибся тогда в своем выборе, назначив Банникову на должность главного инженера. Потом он еще три года присматривался к этой волевой, энергичной женщине, пользующейся большим авторитетом и уважением в коллективе, высококлассному специалисту, у которого всё горело в руках и работа шла, как по маслу.
И, когда в 2007 году Госфильмофонд приступил к внедрению цифровых технологий, сомнений у генерального не осталось: курировать это направление он поручил Банниковой.
Время «цифры»
Нина Сергеевна возглавила работы по внедрению новой техники и новых современных технологий. При ее непосредственном участии началось активное техническое переоснащение производственно-технической базы.
– На тот момент у нас для «цифры» ничего не было предусмотрено, мы же работали исключительно с кинопленкой, – объясняет Нина Сергеевна. – Пришлось перестраивать и переоборудовать помещения для цифровой обработки материалов. Здесь надо отдать должное Николаю Михайловичу, который дал старт крупномасштабному проекту по оцифровке киноархива. Он взял на себя весь груз ответственности за новое большое дело. Поверил в нас, и мы его не подвели. Моим заместителем был инженер по оборудованию Михаил Сергеевич Васин. Мы вместе с ним внедряли цифровой участок.
Всё тогда пришлось делать с нуля. Несколько раз Бородачёв отправлял делегацию от Госфильмофонда в Англию, во Францию и в Германию на учебу и закупку специализированного оборудования для внедрения первой линейки цифровой обработки. Представители западных компаний стажировали специалистов нашего киноархива. Здесь, на месте, они делали тесты, отправляли свои пробы за рубеж, там их принимали, смотрели, давали рекомендации и обучали наших работников.
Всё это оказалось очень интересно. Начальник нового участка цифровой обработки Владимир Николаевич Котовский, например, был очень заинтересован в том, чтобы вместе с иностранными специалистами разобраться во всём, что внедрялось. Все силы направил на это.
Потом стали всё это расширять и создавать вторую линейку для разных материалов, ведь для используемой раньше огнеопасной нитропленки нужно одно оборудование, а для безопасной триацетатной – совершенно другое.
– Но мы и с этим справились благодаря нашим грамотным специалистам и мудрому руководству Бородачёва, – отмечает ветеран. – Мы перевели в «цифру» фильмы, которые раньше нигде и никто не мог посмотреть. А с этого времени они стали доступны для просмотров.
Оцифровка дала таким фильмам поистине вторую жизнь. Из небытия, например, возвратили первый цветной мультфильм «О рыбаке и рыбке» (1937 г.), первый стереоскопический фильм «Земля молодости» (1941 г.), первый панорамный фильм «Опасные повороты» (1961 г.), первый широкоформатный фильм «Первороссияне» (1967 г.) и советские мультфильмы, созданные с 1936 по 1939 год.
А несколько лет назад Госфильмофонд создал национальный проект «Культура», в котором сегодня задействован практически весь коллектив ГФФ, во всяком случае, большая его часть.
И оседлала электровелосипед
Покой такой энергичной женщине с железной волей и мужской хваткой, как говорится, только снится. Но когда выпадает свободное время, она любит проводить его в кругу семьи или на даче. Ранней весной, летом и до поздней осени после работы Нину Сергеевну можно видеть стремительно летящей на современном электровелосипеде в свою загородную резиденцию – дачу, расположенную в садоводческом товариществе «Фильм». У нее и здесь полный, если не сказать больше -идеальный, порядок. Не пустует ни один квадратный сантиметр земли. Всё продумано до мелочей: где приготовить шашлык, встретить гостей, вырастить овощи, цветы, плодовые деревья и кустарники, сделать заготовки на зиму.
Отдельно стоит сказать о детской площадке для внуков. В распоряжении детворы – домик, горка, качели. Всё с большой любовью сделано руками младшего сына и его супруги. В дачный сезон здесь нет отбоя от соседской ребятни, калитка их участка всё лето открыта настежь.
– Дача – это мой райский уголок, на котором я отдыхаю душой и телом, – рассказывает Нина Сергеевна. – Еще у меня большая радость. У старшего сына родился мальчик, ему уже пять месяцев. Сегодня я самый счастливый человек. С его рождением наш дом ожил. Этот младенец согревает мне душу. У нас сейчас полный дом счастья. В моей семье у отца были четыре дочери, я самая младшая. Все ждали мальчика, а родилась я. Отец как-то мне сказал: «Жаль, что наш род Банниковых не продолжится, и на тебе он остановится». А у меня в жизни вышло, что мы так род продолжили!
У Нины Сергеевны сыновья – Банниковы, из трех внучат два внука – тоже Банниковы. Если бы отец был жив, рассуждает она, и увидел, насколько вперед его род продлился, он остался бы очень доволен!
Оставить комментарий