О Дмитрии Леонидовиче Хрустнецове вспоминают его друзья, коллеги, родственники
Ветерана Госфильмофонда Дмитрия Леонидовича Хрустнецова не стало 30 декабря 2021 года. Ему шел 74-й год, но до последних дней он продолжал работать на родном предприятии.
В Госфильмофонд Дмитрий Леонидович был распределен в 1972 году после окончания загорского кинотехникума. И прошел здесь яркий и достойный трудовой путь – от механика 6-го разряда до начальника участка кинопроекции.
Известие о его кончине перед самыми новогодними каникулами стало неожиданностью для тех, кто его знал. Не верилось, что теперь, выйдя на работу, мы больше не увидим этого большого, с широкой улыбкой, добрейшей души человека, идущего навстречу по коридорам Госфильмофонда. У него всегда для всех находилось время, и порой минутное приветствие перерастало в интересную беседу…
Накануне годовщины со дня смерти Дмитрия Леонидовича мы встретились с его родственниками и коллегами по работе. И попросили их поделиться своими воспоминаниями об этом замечательном, светлом человеке, легенде Госфильмофонда, без которого опустел наш киноархив. И этот материал – наша общая ему дань памяти. И наше общее признание в любви.
Просто очень интересно
– Отец родился 28 октября 1948 года под Ржевом Тверской области, – рассказывает Геннадий Хрустнецов, младший сын Дмитрия Леонидовича. – Его мама Валентина Васильевна работала на почте, отец Леонид Иванович был председателем колхоза, а позже возглавил сельский клуб. Один раз в неделю в этот клуб обязательно приезжала киноустановка и наш отец, тогда совсем еще мальчишка, бегал туда смотреть фильмы. Может, это и стало первым шагом к его будущей профессии.
После окончания сельской школы Хрустнецов поступил в загорский кинотехникум. Он был очень любознательным человеком. В советское время на ВДНХ был кинотеатр «Круговая панорама» – прообраз кинотеатра будущего в формате 3Д. Дмитрий Леонидович много о нем рассказывал своим сыновьям Олегу и Геннадию, и даже возил их туда смотреть фильмы.
– Было очень интересно. Отец очень любил свою работу, много о ней дома рассказывал, особенно когда там стала появляться современная цифровая техника и новые носители, – вспоминает Геннадий. – Он так сильно вникал в это дело, во всем сам хотел разобраться, несмотря на то, что всю жизнь работал с пленкой и на старой аппаратуре…
Когда в 2016 году супруги Дмитрия Леонидовича Надежды Алексеевны не стало, сын каждое утро звонил отцу. Однажды он говорит: «Ген, расскажи мне про биткоины (это криптовалюта)». Сын его спрашивает: «Дима (отец дома и на работе просил, чтобы его называли по имени), у тебя какие-то капиталовложения появились, ты хочешь купить биткоины?» А тот отвечает: «Нет, просто очень интересно!» И он действительно интересовался очень многим.
Дмитрий Леонидович читал много профессиональной литературы и газет. Наш домодедовский «Призыв» и «Московский комсомолец» были его настольными изданиями. В 80-е годы он был депутатом городского Совета нескольких созывов, его очень многие знали в районе. Политика была у него на первом месте. С работы придет, сначала газеты перечитает, а потом к телевизору – смотреть своего любимого Владимира Соловьева. А когда по телевидению показывали передачи из собраний Госфильмофонда, он очень их внимательно смотрел, видел все недостатки и постоянно комментировал: вот тут царапина на пленке, а здесь светоустановщик со светом плохо поработал – лица у актеров красные, и так далее. Он на всё смотрел с профессиональной точки зрения.
– Отец и мне привил любовь к кино, – продолжает разговор Геннадий. – Он после основной работы подрабатывал киномехаником в нашем клубе, и я часто бегал к нему смотреть фильмы, в будни по вечерам там показывали художественные, а по субботам – мультфильмы. Сейчас я жалею, что не пошел по его стопам, у меня бы был опытный наставник… Вообще, из детства запомнилось очень много хорошего. С мамой они прожили более 40 лет. У нас была очень хорошая, теплая обстановка в семье. К нам часто приходили гости. Родители жили в любви и согласии. Когда мы с братом учились в школе, уроки отец с нами никогда не делал, дневники не проверял, но был в курсе всех наших дел. Мы с братом хорошо учились. Отец нам доверял, а мы старались никогда его не подводить. Я с огромным уважением и почтением всегда относился к отцу. Он у нас был очень трудолюбивым человеком. Мало того, что он был рукастым, всё делал своими руками, но еще очень любил сельское хозяйство, все земледельческие работы, отлично косил. Это ему пригодилось, когда в Госфильмофонде заготавливали корм для скота в подсобном хозяйстве. После работы, особенно летом, отец любил прокатиться на своей машине до дачи. «Смена занятий, говорил он, – это лучший отдых». Отец не любил курорты. Мы обычно летом ездили в деревню к деду, на родину отца. Дед всегда составлял нам список заданий, что надо было сделать: сенокос, заготовка дров, ремонт крыши или забора и так далее. Дед у нас был очень активный, у него было всё по порядку, всё по расписанию. Четкий график на весь день. А после трудового дня мы все вместе ездили на Волгу купаться. Рыбалкой отец не увлекался, а вот готовить любил. Я ему даже подарил коптильню для горячего копчения, и он на даче коптил мясо и рыбу. Занимался консервацией. Раньше они с матушкой все это вместе делали, а когда ее не стало, он еще больше этим увлекся. Делал всё с легкостью, с удовольствием, ему это нравилось. Он со своей родной сестрой постоянно обменивался рецептами.
Дима – безотказный!
– Наше знакомство с Дмитрием Леонидовичем состоялось, когда познакомились и решили пожениться наши дети, моя дочь Юля и его сын Геннадий, – вспоминает документовед информационно-справочного отдела Госфильмофонда Ольга Красакова. – Тогда я первый раз увидела этого большого, но очень доброго человека. Я хорошо знала его супругу Надежду, последнее время она работала у нас в снабжении. В памяти остался такой эпизод. У моей дочки день рождения 25 октября, а у Дмитрия Леонидовича – 28, и мы где-то через год после свадьбы праздновали их дни рождения в один день. Гена собрал нас у себя дома за большим столом, много родственников пришло, каждый поздравляет. И до меня очередь дошла. Я Диму поздравила, сказав, что он отзывчивый и добрый человек. А потом, обращаясь к дочке, сказала: «Юля, если тебе будет нужна помощь, всегда обращайся к Диме, он безотказный!» И мне их невестка, жена старшего сына, при всех вслух заметила: «Так это признание в любви!» Мне сначала стало неловко. Но потом я подумала, что это правда. Дмитрий Леонидович никогда никому не отказывал в помощи и поддержке, о чем бы его ни попросили родственники или коллеги по работе. И его все любили. Вообще, у них была очень гостеприимная и хлебосольная семья. Они часто приглашали нас к себе в гости домой или летом на дачу отметить какое-то торжество или праздник. Дмитрий Леонидович был великолепный рассказчик, у него была прекрасная память, а еще он был очень любознательный. У моего брата друг работает в метро на тепловозе. И вот как-то они в гостях встретились, и Дима давай его расспрашивать обо всех тонкостях работы, да так подробно, с интересом, что друг брата принял его за журналиста…
Ольга Владимировна отмечает, что у Дмитрия Леонидовича был очень пытливый ум (это сродни детскому любопытству), и он был очень общительным. Такой вот пример. Дача их семьи огорожена не частоколом, а сеткой-рабицей. И это не случайно: Дима хотел всех видеть и всё знать. У него даже через смежный участок была сделана калитка, чтобы запросто можно было общаться с соседями по даче, и она закрывалась не на замок, а на маленький крючок, чисто символически.
Там, где высокое напряжение
Кинотехник Госфильмофонда Галина Кротович училась, как и Дмитрий Леонидович, в загорском кинотехникуме, только она на заочном, а он – на дневном отделении.
– У нас с ним были общие преподаватели, – рассказывает Галина Васильевна. – Бывало, мы с ним сядем – и давай вспоминать, кто как учил, каким был человеком. У него всегда был интерес к другим людям. С ним можно было поговорить на любые темы: о политике, кино, работе. Когда Дима к нам пришел в 1972 году, он был принят на должность механика точной аппаратуры в цех кинопроекции. Это был прекрасный специалист, мастер своего дела, и при этом очень мягкий человек, никогда не ругался. Нас, свой коллектив, он всегда защищал, что бы ни случилось, всегда выручал, был очень надежным человеком. На работу придет, аппаратуру наладит. Нам строго-настрого запрещал самим что-то там исправлять, говорил: «Там очень высокое напряжение, вас током тряханет, а я буду отвечать!» И мы его слушались, самостоятельно ничего не ремонтировали. Если мы на работе отмечали дни рождения, он был душой компании: и пошутит, и для каждого теплое слово найдет. Однажды на его юбилей я подарила ему настенные часы, и он сказал, что на кухне их повесит… Мы его очень часто вспоминаем, нашего Димулю! Я до сих пор по нему плачу. Его все любили. Это человек с большой буквы. На его похоронах даже мужчины плакали! Это о многом говорит…
Почти полвека бок о бок, в одном кабинете, больше напоминавшем инструментальную лабораторию, с Дмитрием Леонидовичем трудился его коллега по цеху Виктор Сергеев.
– Без Димы мы, киномеханики, были как без рук, – уверяет Виктор Александрович. – Чуть что случится с аппаратурой – сразу к нему бегут разбираться. А там или проекционная лампа полетела, или пленка порвалась, или мотор сгорел, или еще что-то непредвиденное произошло.
В кино изображение и звук – две взаимосвязанные вещи, поэтому мы с ним здесь вместе работали.
Дмитрий Леонидович любил покупать маленькие инструменты для работы, причем на свои деньги, вспоминает его коллега. Он сам тоже покупал, и вместе пользовались. Никогда не делили: мол, это твое, а это мое. Всё было общее, и вместе они работали на результат.
– В свое время в Госфильмофонде было подсобное хозяйство. И нас, тогда молодых и красивых, привлекали к заготовке кормов скоту на зиму, – рассказывает Сергеев. – Мы и здесь на территории траву косили, и в Барыбине, по всему району ездили. Мы с Димой считались профессиональными косцами. Он очень хорошо косил, потому что вырос в деревне, и я у него учился. А еще он очень вкусно готовил. Если какое мероприятие в Госфильмофонде, мы с ним главные по шашлыкам. Нам из подсобного хозяйства приносили мясо, мы его разделывали, и под его руководством я жарил шашлыки – очень вкусные получались. Но решающее слово всегда было за Димой. Он был мастер на все руки.
Знал всё – от и до
Делясь воспоминаниями о своем руководителе, киномеханики Вера Ерофеева и Светлана Бычкова (сейчас она – временно исполняющий обязанности начальника цеха кинопроекции), рассказали, что Дмитрий Леонидович был не строгим начальником, но очень справедливым. Он обладал блестящей памятью и не только знал «от и до» все киноустановки, но и то, какая в каком зале стоит, и под каким инвентарным номером. Всё оборудование он обслуживал сам. А в свободные минуты любил поделиться воспоминаниями о прошлом Госфильмофонда, его людях, своей работе в клубе, где начинал свою трудовую деятельность, рассказывал и о том, как познакомился с супругой.
В 1973 году, через год после Дмитрия Леонидовича, в Госфильмофонд киномехаником пришел работать и Валерий Мягков.
– Когда я пришел, начальником цеха кинопроекции был Николай Кондратьевич Самсонов, – вспоминает Валерий Иванович. – И было два киномеханика: Дима Хрустнецов и Володя Павлов. Они были молодые, энергичные, а Дима только кинотехникум окончил. Он мне запомнился тем, что был такой крепкий, коренастый, веселый, всегда пошутить любил, и очень добродушный. Он за всю свою жизнь ни разу не повысил голос. Доброты необычайной и очень человечный. Мы его приглашали, когда у нас были сложности с аппаратурой. Он был очень знающим механиком и ответственным человеком. Они с Володей приходили и устраняли все неполадки. Как техник, Дима очень добросовестно выполнял свою работу.
Когда Николай Кондратьевич Самсонов ушел из жизни, цех кинопроекции возглавил Дмитрий Леонидович. Как вспоминают его коллеги, высокая должность его нисколько не изменила. Никогда никому не отказывал в просьбе. Всегда шел навстречу. Если были какие-то проблемы по работе или в личной жизни, все шли к нему: сидели, обсуждали как с близким человеком. Он подсказывал, советовал и обязательно помогал. Чужие личные проблемы принимал близко к сердцу, и решал, как свои.
– Он был душой нашего коллектива, – говорит Валерий Мягков. – И когда он заболел, для каждого из нас это было ударом, потому что он никогда раньше ни на что не жаловался. Сейчас я вспоминаю о нем, и на душе очень скорбно. Нам всегда будет его не хватать.
Привет, Любочка! Как дела?
Валентина, мама Любови Прокудиной, видеоконтролера высшей квалификации, раньше тоже работала киномехаником в цехе кинопроекции, который больше 20 лет возглавлял Дмитрий Леонидович.
– Когда я в зале кинопросмотра отсматривала фильмы, он часто заходил ко мне и говорил: «Я тебя слушаю и вспоминаю Валентину, у вас очень похожи голоса», – рассказывает Любовь. – Мама и Дмитрий Леонидович были ровесниками. 12 декабря моей маме исполнилось бы 74 года, но осенью ее, к сожалению, тоже не стало. Она всегда очень тепло отзывалась о Дмитрии Леонидовиче, говорила, что он был очень жизнерадостным и отзывчивым человеком. Я хорошо знала их семью, мы дружили с его младшим сыном Геной, потому что выросли в одном дворе. Им с братом очень повезло с родителями: добрые, внимательные, приветливые. Дмитрий Леонидович на работе всегда со всеми здоровался. И всех знал по имени. Никогда не пройдет просто так, всегда скажет: «Привет, Любочка! Как дела?» Он был очень мягким человеком, с хорошей аурой. От него исходила приятная энергетика, ему всегда хотелось улыбнуться в ответ. Таких людей сейчас мало.
Вот это практика!
Михаил Васин, начальник лаборатории, киноинженер Госфильмофонда, познакомился с Дмитрием Леонидовичем в 1991 году во время практики, он тогда был студентом Ленинградского института киноинженеров). Михаил Сергеевич уверен: иметь такого наставника, как Хрустнецов, – большая удача.
– После третьего курса я попал на практику на участок перезаписи, а после четвертого уже работал на участке кинопроекции. С самых первых дней моей работы в Госфильмофонде Дмитрий Леонидович был со мной. Эта практика запомнилась навсегда. Такого богатейшего опыта за один месяц не получишь ни в одном институте. Это была очень хорошая школа. А когда я в 1993 году пришел сюда работать, мы с ним стали очень тесно общаться. Несколько лет подряд работали на фестивале «Киношок», который проходил в Анапе. Нас туда командировал наш генеральный директор Владимир Сергеевич Малышев. Мы там настраивали и проверяли оборудование, демонстрировали фильмы.
В 1997 году Хрустнецов открывал 1-й фестиваль архивного кино «Белые Столбы» и участвовал во всех последующих. Без него и его команды в Госфильмофонде и кинотеатре «Иллюзион» не обходилось ни одно мероприятие – будь то семинар, конференция, торжественное собрание или праздничный вечер. Даже в свои выходные он демонстрировал фильмы в фестивальном киноцентре Госфильмофонда в рамках различных проектов.
– А за несколько месяцев до ухода из жизни посещал детский дом в Коломне, где помогал отрегулировать киноустановку, чтобы дети могли смотреть фильмы, – рассказывает Михаил Васин. – Он с таким восторгом рассказывал об этих поездках и радовался тому, что дети увидели настоящий, живой кинематограф. Им показывали фильм «Морозко» из собраний Госфильмофонда. Вообще, он никогда не считался со своим личным временем. Работа всегда была у него на первом месте, и он никогда не задавал вопрос: «А сколько мне за это заплатят?» Он всегда говорил: «Мы, Миша, работаем за хорошее расположение, так что обращайтесь!»
Кстати, когда завершался фестиваль архивного кино «Белые Столбы», у сотрудников Госфильмофонда по традиции проходили так называемые посиделки в неформальной обстановке, на которых они подводили итог работы. И Дмитрий Леонидович обязательно приводил туда кого-то из гостей: актеров, киноведов, режиссеров, каскадеров. Это был, например, один из «оскароносцев», разработчик 3Д еще советского кино Сергей Николаевич Рожков. А Николай Анатольевич Майоров восстанавливал старые фильмы, делал их цветными, он и сейчас тесно сотрудничает с Госфильмофондом. И во время таких встреч Дмитрий Леонидович заваливал гостей вопросами.
Он был очень любознательным человеком. Когда, к примеру, открывали участок ЦКАД, он не поленился и поехал смотреть, как по этой дороге можно проехать. Два своих выходных дня ездил туда и изучал, как всё это работает. Таким же любознательным он был и в своей профессиональной деятельности. Он с большим интересом и желанием осваивал новое цифровое оборудование. Сам всё внимательно записывал, выписывал, тренировался. Целыми днями мог сидеть и изучать. Если что-то не получалось, звал коллег. Он всегда учился, и свои знания передавал другим.
– У них была прекрасная семья. Его супруга, Надежда Алексеевна, работала у нас в перезаписи, – заканчивает свой рассказ о коллеге и друге Михаил Васин. – Они друг друга нашли здесь. Как-то разговорились с ней по душам, и она мне сказала: «Диму мне бог послал, и я так ему за это благодарна, что мы встретились!» Они воспитали двух прекрасных сыновей – Олега и Геннадия, внука Сергея. У них в Барыбине, в СНТ «Востец», дача, и Дмитрий до последнего там трудился. Дети, конечно, помогали, но Дима сам перерабатывал урожай. Очень любил готовить, и вкусно это делал. Наденет фартучек – и за дело. Старший сын Олег в него пошел. Они даже как-то на даче соревновались, кто лучше приготовит то или иное блюдо. А ещё Дима очень любил водить машину, все выходные был в движении и говорил «Я сегодня, Миша, таксёр». Это ему очень помогало пережить боль от потери жены – самого дорогого, любимого и близкого человека.
Послесловие
Говорят, что незаменимых людей нет. Но во многом он действительно был незаменим. Как профессионал и специалист своего дела, как человек. Сложно сегодня найти таких преданных своему делу людей, каким был Дмитрий Леонидович Хрустнецов. Он старался подготовить себе смену, но немного не успел. Но мы, его коллеги, продолжим эту работу. В том числе – и в память о нём…
Оставить комментарий