Вот уже 54-й год ветеран Госфильмофонда Галина Васильевна Кротович начинает свой рабочий день в небольшой, уютной киноаппаратной
Она родилась и выросла в подмосковном городе Щёлково. Однажды в юности она видела Юрия Гагарина на новогоднем балу в Доме офицеров Звёздного городка.
Помимо центра подготовки космонавтов, в городе находился и до сих пор успешно функционирует крупный градообразующий хлопчатобумажный комбинат, на котором ее мама работала прядильщицей, а старшая сестра – ткачихой. Туда же после восьмилетки, когда ей исполнилось 16 лет, пришла трудиться самоукладчицей и Галина.
Здравствуй, Госфильмофонд!
Встреча с будущим мужем всё изменила в ее жизни. Галина Васильевна поменяла Щёлково на Белые Столбы. Хлопчатобумажный комбинат – на Госфильмофонд, а профессию самоукладчицы – на кинотехника.
И вот уже 54-й год Галина Васильевна начинает свой рабочий день в небольшой, уютной киноаппаратной, куда с утра до вечера приносят для просмотра кинопленку.
– В декабре 1968 года я пришла сюда работать. Начинала с ученика киномеханика, была его помощником, учась заочно в загорском кинотехникуме. Сдала экзамен на вторую категорию, а уже после получения диплома стала кинотехником первой категории, – рассказывает Галина Васильевна.
Она блестяще разбирается в киноустановках самого разного типа и буквально с закрытыми глазами может вставить пленку в любой киноаппарат. Начинала работу на скромной, простенькой, небольшой киноустановке «Украина», а сейчас в ее распоряжении высококлассная импортная техника, с которой она тоже на ты.
– У меня были хорошие наставники – Зинаида Викторовна Ещенко и Любовь Ивановна Савчук. Они не только показали мне все хитрости и премудрости работы на киноаппаратах, но и научили хорошо вязать, -продолжает моя собеседница. – Коллектив у нас был исключительно женский, правда, возглавлял наш участок мужчина – Николай Кондратьевич Самсонов. Он очень хорошо разбирался в аппаратуре, если что где сломается, сам всё ремонтировал. Когда его не стало, наш цех возглавил Дмитрий Леонидович Хрустнецов. Он пришел к нам работать в 1972 году по распределению из загорского кинотехникума. В коллективе его звали просто Дима, он всегда всем помогал. Мне сейчас его очень не хватает. Я до сих пор по нему плачу. Для нас это большая потеря. У нас штат киномехаников был 30 человек, сегодня – всего шесть.
Тогда было много залов, много клиентов и много просмотров. Кинотехники работали в две смены: первая с семи утра и до трех дня, вторая – с трех дня до половины двенадцатого ночи.
Глоток свежего воздуха
Вообще, в 1960-е – 1970-е годы, вспоминает Галина Васильевна, Госфильмофонд был буквально глотком свежего воздуха для многих кинематографистов. Сюда приезжали педагоги и студенты ВГИК, актеры, режиссеры, киноведы, представители Министерства обороны и других организаций, зарубежные гости.
– У нас часто бывали японцы, китайцы, американцы, – говорит Галина Васильевна. – Японцы очень любили смотреть фильмы 1918 года выпуска. А Один американец работал у нас четыре недели, всё смотрел фильмы об Олимпиаде. Он мне рассказывал, что у них киномеханики ценятся на вес золота. Потому что от того, как они зарядят пленку, покажут фильм, зависит восприятие его людьми. Ведь можно зарядить так, что поплывёт звук или резкости не будет. Не то восприятие картины получится. Помню, когда он закончил работу, в качестве сувенира я подарила ему деревянные ложки.
Все звёзды в гости к нам…
– С Олегом Видовым я работала, – говорит Кротович. – Он у нас мультфильмы отсматривал и однажды подарил мне кружку, я до сих пор ее храню. К нам много артистов приезжало: Леонид Филатов, Алла Пугачева, Вячеслав Тихонов. Он смотрел фильм «Фронт без флангов», в котором снимался. И много других, как теперь говорят, звезд. И я по долгу службы вместе с нашими гостями смотрела такие фильмы, которые больше нигде увидеть было невозможно. Сама я очень люблю документальное кино, хронику и фильмы о войне. Сколько я всего пересмотрела за эти годы, и не сосчитать!
Как-то раз, уже в 2000-х, в одном из просмотровых кинозалов Госфильмофонда режиссер Николай Лебедев снимал фрагмент фильма «Апостол». Актеры Евгений Миронов и Николай Фоменко в гриме и костюмах вели разговор за суконным столом, а Галина Васильевна в это время на фоне их диалога крутила им фильм о Великой Отечественной войне. Она, конечно, была за кадром и, тем не менее, вошла в этот эпизод. Съемки в тот день затянулись допоздна, но Галина Васильевна с временем никогда не считалась: надо задержаться, значит, оставалась и работала, потому что человек она очень добросовестный, трудолюбивый, ответственный.
Я по жизни активистка!
Муж Галины Васильевны тоже работал в Госфильмофонде в механической мастерской, в конце 1960-х был секретарем комсомольской организации на предприятии, а Галина Васильевна входила в состав профсоюзного комитета.
– Я по жизни активистка, в месткоме возглавляла культмассовый сектор, – гордится она. – В Видном была туристическая компания, мы ежегодно заключали с ней договор и каждый месяц ездили на экскурсии в разные города. Мы побывали в Минске, Таллине, Суздале, Костроме, во Владимире…
Директор предприятия Виктор Станиславович Привато всегда выделял автобус для таких поездок сотрудников.
Хорошие директора
– У нас всегда были очень хорошие директора, – вспоминает Кротович. – Виктор Станиславович всегда вместе с нами в сентябре ездил на уборку картофеля в наше подшефное хозяйство «Заветы Ильича». Наденет шляпу, белый плащ, резиновые сапоги, и вместе с нами на поле. Бывало, приедем, он с председателем договорится, и нам прямо в поле везут флягу парного молока и хлеб. Было вкусно. Еще один директор, к которому я отношусь с большим уважением, – Владимир Сергеевич Малышев, добрейший человек. Всегда со всеми здоровался. Всех знал по имени. И денежку нам всегда подкидывал, когда мы в перестройку голодали. Мы ему очень благодарны. Он нас буквально спасал от голода. В 1994 году благодаря его хлопотам было организовано садоводческое товарищество «Фильм», все желающие получили там участки, и я в том числе.
А еще Малышев заложил фундамент нового административного здания Госфильмофонда, тогда началось строительство многоэтажного кирпичного дома. А достраивали его уже при Николае Михайловиче Бородачёве.
Большое внимание в те годы Госфильмофонд уделял и спорту. В подвальном помещении дома для инженерно-технических работников размещался пункт проката спортивного инвентаря, лыж. Заведовал всем этим хозяйством председатель профкома Игорь Высоцкий. Был и свой спортивный инструктор Александр Самаркин, он организовывал зимой лыжные гонки за белостолбовской школой, что расположена рядом с Госфильмофондом. По словам Галины Васильевны, она тоже часто каталась там на лыжах с дочерью Натальей, правда, в соревнованиях никогда не участвовала. Ее стихия – гимнастика.
Утро начинается с зарядки
С десяти лет она занималась этим видом спорта, является мастером спорта по художественной гимнастике. С собой из Щёлкова она привезла хулахуп, гимнастическую ленту и еще долго уделяла время любимому виду спорта.
И сегодня утро Галины Васильевны начинается с зарядки. Она придерживается правильного питания, здорового образа жизни, наверное, это позволяет ей всегда выглядеть стройной и подтянутой.
Кстати, на производстве здоровью сотрудников тоже тогда уделяли большое внимание. Каждый год весь коллектив проходил медкомиссию вне зависимости от того, на каком участке он работал. Молоко за вредность давали, сейчас тоже дают, но тогда оно было свое, из подсобного хозяйства.
-У нас там были коровы, куры, утки, гуси, свиньи. Нам на производство всегда привозили свежее мясо, сыр, творог, сметану, молоко. Стояли огромные теплицы, где выращивали огурцы, помидоры, зелень… Всё стоило дешево, – вспоминает наша героиня. – Мы всегда помогали окучивать картошку, в сезон пололи сорняки. Помогать надо было, для себя ведь всё делали.
Директором подсобного хозяйства была Раиса Николаевна. Она очень любила курить папиросы «Беломорканал». Эта привычка у нее с войны осталась. Женщина она была деловая, хваткая и очень ответственная. У нее везде был порядок. Сейчас от того подсобного хозяйства сохранился лишь яблоневый сад. Там высажены очень хорошие сорта яблонь: антоновка, китайка, мельба, штрейфлинг и другие.
Сама Галина Васильевна всегда была большой поклонницей садоводства. На шести сотках в СНТ «Фильм» у нее растут яблони, груши, малина, крыжовник, смородина, голубика, виноград, хвойники, не говоря уж об овощах и зелени. А цветов сколько: лилии, флоксы, гиацинты…
– Когда копаешься в земле, все болячки уходят, обо всем забываешь, – уверена она. – Вникаешь во все тонкости земледелия и думаешь, что посадить, чем подкормить, как вырастить. Мы с дочкой покупаем журналы, смотрим передачи про сад-огород и каждый год стараемся что-то новенькое посадить. Сейчас, например, в моде декоративные злаковые колосья, мы их заказали, нам привезли и мы высадили. Очень украшают участок.
…И снова на работе!
На пенсию Галина Васильевна вышла в 2004 году, но ровно через 18 дней опять вернулась на работу. И нисколько об этом не жалеет. Она чувствует себя у киноаппарата, по ее выражению, «как рыба в воде». С полуслова понимает установщиков нового оборудования.
Не одно поколение белостолбовских школьников под руководством Галины Васильевны проходило здесь производственную практику. Возможно, кому-то из юношей и пригодилась эта профессия в армии, ведь в каждой части раньше был клуб, где солдатам показывали фильмы.
В свободное от работы время Галина Васильевна занимается садом, очень много вяжет и читает.
– Сейчас я уже пятый раз перечитываю Иосифа Бродского, и всегда открываю для себя что-то новое, – говорит она. – С детства люблю читать книги о войне. Часто перечитываю Константина Симонова, Анну Ахматову, Александра Дюма и других писателей.
..В 7.30 она всегда приходит на работу. Иногда охранник ее спрашивает: «Тебя что, из дома выгнали?» Никто, конечно, не выгонял. Просто ей нравится дело, которым она занимается.
Оставить комментарий