Антон Чехов, писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В наши дни его пьесы ставят и экранизируют не только в России, но и за рубежом
Писатель, драматург, публицист, врач – грани личности Антона Павловича не счесть. Все они превращаются в алмаз, который стал одним из достояний русской культуры. В «Призыве» уже рассказывали о биографии и библиографии писателя. Мы расскажем о фактах жизни Антона Павловича, о которых нечасто говорят на уроках литературы, и о том, как он был связан с нашим городским округом.
Антон Павлович родился в многодетной семье, был третьим ребёнком. С юных лет трудился в лавке отца вместе со своими братьями. Чехов рос в условиях, далеких от понятия «счастливое детство». Глава семьи не пренебрегал рукоприкладством по отношению и к жене, и к детям.
Когда будущему светилу русской литературы исполнилось восемь, он поступил в таганрогскую гимназию. Большой интерес у него вызывали литература и сцена: писал свои первые рассказы и участвовал в домашних постановках друзей, не пропускал представлений таганрогского театра. В гимназии он приобрел свой первый псевдоним – Антоша Чехонте.
В 1879 году будущему писателю пришлось сделать серьёзный выбор профессии. В девятнадцать Антон Павлович поступил в Московский университет, на специальность… доктора. Врачебный опыт, конечно, ещё сыграет свою роль в творчестве Чехова.
Коротко о длинных вещах
Антон Павлович начал публиковать свои первые рассказы в газетах и журналах. Дебют Чехова состоялся в сатирическом журнале «Стрекоза», в этот момент он ещё учился на первом курсе университета. Далее молодой человек стал печататься в различных изданиях.
В числе работ Чехова – не только рассказы и фельетоны. Антон Павлович писал театральные рецензии, репортёрские заметки из зала суда, статьи, делал надписи к рисункам, сочинял анекдоты, пародии. Зачастую журналистская деятельность Чехова имела коммерческий характер: из-за недостатка средств к существованию молодому писателю приходилось трудиться без устали.
Антон Павлович научился изобретательности, умению по-другому подойти к избитой теме, ярко и кратко описывать события, когда приходилось писать на заказ. «Умею коротко говорить о длинных вещах», – не без гордости говорил он о себе.
В 1882 году молодой литератор стал практиковаться в чикинской больнице, помогал докторам. В этой же лечебнице продолжил работать и после окончания университета. Потом врач перебрался в Звенигород и на некоторое время возглавил местную больницу. Однако Чехов никогда не забывал о своём призвании. В 1880-х Антон Павлович тесно сотрудничал с петербургским журналом «Осколки».
Со второй половины 1880-х темы его произведений стали серьёзнее, автора всё больше увлекал трагизм обыденной жизни. В эти годы зародился интерес Чехова к повседневности. Уже в 1886 году вышел его первый сборник «Пёстрые рассказы», который принёс ему признание в литературных кругах.
В том же году писатель открыл для себя путь в «большую» литературу, стал печататься в журнале «Новое время» Алексея Суворина. Издатель увидел в Чехове потенциал талантливого литератора и помог ему обрести широкую известность. Здесь Антон Павлович опубликовал путевые очерки «Из Сибири», статью, посвящённую выдающемуся русскому географу Николаю Пржевальскому, несколько злободневных заметок по поводу различных сторон московской жизни и жизни русского театра 1890-х годов.
Вклад в золотой фонд публицистики
Поездка на остров Сахалин в 1891 году дала ему возможность отойти от роли автора газетных статей.
Грубость, произвол, хамство русских чиновников, кулаков и жандармов, экономическое отставание богатейшего региона страны – писателю пришлось столкнуться со всем этим. Путевые заметки печатались в 1893-1894 годах в журнале «Русская мысль», однако последние четыре главы цензура не одобрила. Материалы о положении населения, о наказаниях и побегах заключённых цензоры посчитали наиболее опасными. Впоследствии все очерки были собраны в книгу «Остров Сахалин».
После работы над изданием Чехов продолжил путь публициста. Написал серию статей, фельетоны, некрологи, опубликовал материалы о помощи голодающим. Многие произведения писателя, особенно сибирские очерки, очерки о Сахалине, статьи, вошли в золотой фонд русской публицистики.
Чехов и Домодедово
В 1892 году, в период эпидемии холеры в Подмосковье, Чехов не остался в стороне, решив помочь местным докторам своими знаниями и практическими навыками.
Писатель приобрёл имение в подмосковном Мелихове. Сюда переехала и его семья – родители, братья и сестра. В Серпуховском уезде Чехов бесплатно лечил окрестных крестьян, занимался организацией помощи голодающим, боролся с эпидемией, строил сельские школы и находил время для писательства.
«У меня в участке 25 деревень, 4 фабрики и 1 монастырь», – писал Чехов. В числе медицинского участка писателя были и домодедовские деревни Щеглятьево, Сокольниково, Максимиха, Угрюмово, Коченягино и Бортнево.
В спокойные дни писателю удалось создать несколько рассказов и пьес. В числе мелиховских произведений – «Дом с мезонином», повесть «Палата № 6» и больше 30 других произведений.
Нагрузка в 1892-1893 годах по приёму больных сказалась на здоровье самого Антона Павловича. За лето 1893 года он принял более 1000 пациентов. «Уезжаю в Крым не в половине, а первого марта. Тороплюсь, потому что кашель донимает, особенно на рассвете, и надоел этот кашель чертовски», – писал Чехов Суворину в 1894-м. Через несколько лет Антон Павлович навсегда покинет своё имение.
Кстати
Уголок вдохновения
Более 130 лет назад в имении Мелихово кипела жизнь, создавались великие произведения Антона Чехова. Сам дом был невысокий, с виду не очень большой, со скромным парадным крыльцом. Сад, прудик, липовая аллея, огород – здесь писатель любил проводить свободное время. А настоящим творческим «уголком» для Чехова стал флигель, кроющийся в глубине сада.
«Флигель у меня вышел мал, но изумителен, – писал Чехов своему издателю. – Плотники взяли за работу 125 рублей, а устроили игрушку, за которую на выставке мне дали бы и 500 рублей». Младший брат писателя Михаил Павлович отмечал: «Это был маленький домик в две крошечные комнатки, в одной из которых с трудом вмещалась кровать, а в другой – письменный стол».
Изначально здание предназначалось только для гостей, но позже там поселился сам Антон Павлович. Именно здесь он написал пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч».
Оставить комментарий