Госфильмофонд России – это место с историей, где хранится всё, что связано с кинофильмами – от негатива до первого сценария, написанного режиссёром
В нашей статье мы расскажем о том, как оцифровывают киноленты, зачем советский прокат повторно выпускал фильмы, а также о том, как реставрируют звук в кино.
Сначала был Чапаев
А вы знали, что по легенде история Госфильмофонда началась с киноплёнки 1934 года «Чапаев» Георгия и Сергея Васильевых? Идея создания национального киноархива активно обсуждалась кинематографистами еще в 1920-е годы. Основу Госфильмофонда составила уникальная коллекция старых фильмов, спасенная в 1932 году от уничтожения историком кино Сергеем Комаровым. Официально ГФФ был учрежден 4 октября 1948 года для обеспечения сохранности и доступности киноархивов, а также для поддержки развития кинематографа.
Директор аналитического департамента Анастасия Вознесенская провела корреспондента газеты «Призыв» по всем закоулочкам кинохранилища и рассказала то, что нельзя найти на просторах интернета.
– Вся картотека Госфильмофонда хранится в бумажном виде, – говорит Анастасия Витальевна. – На первый взгляд это может показаться архаичным, но на самом деле это самая надёжная система хранения.
В карточке кинофильма «Чапаев» корреспондент «Призыва» увидел интересную вещь: ленту несколько раз перевыпускали. Анастасия объяснила, что фильмы выпускали в повторный прокат с минимальными изменениями, чтобы сохранить их уникальность.
Как пополняют фонд?
В Госфильмофонде более 100 000 наименований кинофильмов. Вдумайтесь: не экземпляров, а наименований! Как же так получилось, спросите вы.
Существует такое понятие, как обязательный к сдаче в Госфильмофонд экземпляр. То есть для того, чтобы фильм показывался в кинотеатре, необходимо получить прокатное удостоверение. Прокатчик обязательно сдаёт комплект в главный киноархив.
– В советское время обязательно сдавали негатив, эталонный позитив. Эталонный позитив сохранял цветовой паспорт, то есть сберегал информацию о цветовой палитре, – объясняет Анастасия Вознесенская.
Ещё одним способом пополнения киноархива являются дарственные от организаций и синематек, которые по каким-либо причинам не могут хранить свою коллекцию.
– Сейчас мы занимаемся доставкой и приёмом коллекции пермской синематеки. Из 48 000 коробок мы примем 8000, которых нет в собрании Госфильмофонда, – рассказала Вознесенская.
Осторожно: взрывоопасно!
В кинематографе есть такое составляющее, как нитроплёнка. Именно на неё снимали первые фильмы братьев Люмьер. До середины 60-х годов XX века киноплёнку 35 мм выпускали на нитрооснове. Она очень легко воспламенялась и поэтому была чрезвычайно пожароопасной. Это связано с тем, что основа такой киноплёнки – коллоксилин – близка по своему составу к бездымному пороху.
– Со временем нитроплёнка теряет стабильность и может воспламениться. За стабильностью плёнки у нас следят, проверяют, чтобы процент стабильности не был ниже 50, – констатирует Анастасия Витальевна.
Недавно в Госфильмофонд обратились сотрудники Малого театра, в своих запасниках они нашли 19 коробок плёнки. Вскрывать коробки самостоятельно они побоялись, так как коллеги из Бахрушинского музея «застращали» и сказали, что плёнка может взорваться. Скоро коробки с «опасной» киноплёнкой окажутся в Госфильмофонде.
Кстати, в хранилище, где находится нитроплёнка, температура не поднимается выше восьми градусов.
Селекцию не делаем
Ни один из кинофильмов, попадающих в Госфильмофонд, не оценивается ни с культурной, ни с этической точки зрения. И этому есть своё объяснение. В конце Великой Отечественной войны в руки искусствоведов попало большое количество фашистской хроники.
– Можно представить, какое отношение к фашизму было тогда и сейчас. Сотрудники кинохранилища тогда думали уничтожить всю плёнку. Но вмешался Михаил Ромм – режиссёр, снявший фильм «Обыкновенный фашизм». В основе киноленты была фашистская хроника, – рассказывает Анастасия.
Несколько лет Ромм отсматривал плёнки, снятые немцами, и создал ужасающий своей правдивостью шедевр. С тех пор существует правило: селекцию в Госфильмофонде не проводят, берут все материалы, которые отсутствуют в картотеке ГФФ.
Реставрация и сканирование
Еще недавно казалось чудом, что распечатанную фотографию можно перенести на цифровой носитель – компьютер или телефон, и всегда носить с собой. Похожей обработке подвергается и старое советское кино. Высокоскоростной сканер на глазах корреспондента «Призыва» сканирует плёнку и уже через секунду 24 кадра оказываются на компьютере. Прежде чем такое чудо произойдёт, плёнку подвергают ультразвуковой чистке, а повреждённую – чистят и обрабатывают, вручную устраняя разрывы перфорации, укрепляя склейки и слабые места.
– На компьютер минуты кинофильмов попадают в виде кадров, потом в специальной программе преобразовываются в видео, – объясняет Оксана Чичина, оператор видеозаписи.
Поговорили мы и с главным специалистом по реставрации и цветокоррекции Аделей Хубутдиновой.
Аделя показала пульт цветокоррекции и рассказала, что, например, отдельно «раскрасить» можно верхнюю и нижнюю части кадра.
– Мы не занимаемся колоризацией фильмов, то есть приданием им нового цвета, мы только приводим ленты в надлежащий вид, делаем цвет таким, каким он был на позитиве, – говорит девушка.
Удалось нам пообщаться и с реставраторами. Увидели, как они работают над звуком кинофильма «Чапаев».
– По образованию я дирижёр, – рассказывает Степан Чернов, реставратор звука. – Работаю с разными дефектами, устраняю их вручную и с помощью нейросетей.
В этом году кинофильму исполняется 90 лет, и эта реставрация станет главной в 2024 году.
– «Чапаев» был переозвучен, и приходится синхронизировать, двигать кадры. Трудимся вдвоём с коллегой. Современные технологии позволяют работать со звуком, как с картинкой. На спектрограмме можно оттенять, делать заплатки, – комментирует Степан.
Чтобы обойти весь ГФФ, не хватило бы и дня, территория кинохранилища – более 170 гектаров. Но нам удалось увидеть многое, побывать в архиве, почитать монтажные листы, посмотреть, как проходит реставрация.
Наши уникальные особенности
В номере нашей газеты от 19 марта мы опубликовали материал «Культурный код». В статье мы пообещали, что будем рассказывать о достопримечательностях, об известных людях, связанных с Домодедовом. В номере 26 от 16 апреля мы начали цикл из 13 статей с материала про Анну Ахматову.
Хотим ещё раз напомнить, что же такое культурный код. Культурный код – это уникальные особенности каждой территории, связанные с историей, архитектурой, известными личностями и другими событиями.
Екатерина Зубкова, главный инспектор отдела культуры и туризма комитета по культуре администрации городского округа Домодедово, принимает участие в конкурсе «Леди «Туризм»-2024». Это первый всероссийский конкурс красоты, творчества и социальных проектов.
– Занимаюсь развитием туризма в городском округе Домодедово. Сотрудничаю с партнёрами по созданию интересных точек притяжения в рамках культурных кодов и продвижения фирменного стиля города, – рассказывает о себе Екатерина на странице конкурса.
Поддержать домодедовскую участницу можно по ссылке, зашифрованной в QR-коде.
Оставить комментарий