или Почему в музыке 7 нот
Все мы знаем о древнегреческом учёном Пифагоре. Таблица Пифагора, теорема Пифагора… Считается, что Пифагор был математиком.
Это правильно, но только отчасти. Пифагор жил в VI веке до нашей эры. В те времена учёные не разделялись по разным областям знания, как сейчас. Любого учёного называли философом, что в переводе с древнегреческого значит «любитель мудрости». Философы исследовали все научные проблемы, какие видели перед собой. Самой главной научной проблемой тогда была проблема устройства мира. Философы искали ответ на вопрос: как так получается, что мир устроен разумно, гармонично, совершенно? В чём причина этого совершенства?
Пифагор думал, что причина — в числовых закономерностях. Им подчиняется всё: законы природы, общества и даже искусство музыки! Пифагор был отличным музыкантом, он сочинял, играл на кифаре и флейте. Он восхищался красотой музыки. В поисках причины этой красоты он открыл числовые соотношения между музыкальными звуками.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си — эти семь нот повторяются много раз и составляют основу музыки. Но почему? Почему нот именно семь, почему они повторяются и почему они звучат красиво?
Звук — это волна. Звук образуется от колебания струны или столба воздуха. Чем чаще эти колебания, тем выше звук. Пифагор провел эксперимент: он взял струну, определил высоту её звука (предположим, это была нота «до»), потом зажал струну точно посередине, и получил ту же самую ноту «до», но октавой выше. Получается, что закономерность повтора одного и того же звука через октаву 1:2.
В наше время частоту звука измеряют в герцах, а настраивают инструменты от звука «ля». Частота звука «ля» в разных октавах 55 герц — 110 герц — 220 герц — 440 герц — 880 герц…
В следующем эксперименте Пифагор поделил струну на три части. Он зажал струну в соотношении 2:3 и получил пятую ноту от первоначальной. Посчитаем от «до» — до, ре, ми, фа, соль. Посчитаем от «ля» — ля, си, до, ре, ми. Музыканты называют это чистой квинтой. Квинта — «магический» интервал, потому что он является основой трезвучия, а из трезвучий состоит вся музыка. Если то, что я написал, не вполне понятно, скажу по-другому. Научитесь играть на гитаре только трезвучия — и вы сможете сыграть любую песню. Так важны трезвучия в музыке!
На этом Пифагор не остановился. Он разделил струну на четыре части и зажал ее в соотношении 3:4. Он получил четвёртый звук. От «до» это будет звук «фа», от «ля» это будет звук «ре». Если этот звук взять вниз от первоначального, то получится тоже квинта!
Итак, есть три звука. Сыграйте от каждого из них трезвучие, и вы получите известные всем семь нот.
Для своих экспериментов со звуком Пифагор построил монохорд. Это научный прибор, где на доске с линейкой натянута одна струна и есть рычажок-зажим для этой струны. Пифагор так восхищался своим открытием, что представил себе вселенную как громадный монохорд со струной, натянутой между небом и землёй. Солнце, луна и планеты движутся по точным орбитам и задевают эту струну. Звучит небесная музыка, от которой в нашем мире происходит красота. Мы не слышим эту музыку, потому что привыкли к ней с рождения. Пифагор называл это «гармонией небесных сфер», или «мировой музыкой».
Такое представление о вселенной вызывает у нас улыбку. И всё-таки Пифагор — великий учёный. Он не только первым доказал знаменитую теорему, но и нашёл математические закономерности в музыке. Связь музыки и математики не ограничивается звукорядом. Есть ещё интервалы, аккорды, ритм, метр. Об этом я расскажу в другой раз, если эта тема будет вам интересна.
Семён Коростелёв, южно-домодедовская детская
музыкальная школа, 4 класс.
Оставить комментарий