Рисунок Кости Шутилова, 10 лет
Автор статьи считает, что сегодня важно не стать «Иванами, не помнящими родства»
Начало в предыдущем номере.
В июньском выпуске «Розетки» мы поговорили о гостеприимстве народов юга и севера нашей огромной страны. А сейчас обратимся к русским традициям. Уважение и почитание к гостю – обязательная черта русского человека с самых древних времён. Этот вывод я сделала, ознакомившись с устным народным творчеством, русскими сказками и не только…
Сказано – сделано
Среди самых древних источников, рассказывающих о проявлении традиции гостеприимства, – сказки. Именно они ещё до появления письменности передавали из поколения в поколение традиционные правила устройства жизни русского человека.
Кто не знает одну из главных фигур народного творчества сказок – Бабу-ягу? Она стала популярной героиней и сегодняшних мультфильмов: хитрая и изворотливая, обманщица и придумщица, любительница посмеяться над чужими недостатками и подчеркнуть свои достоинства! А посмотрите, как она ведёт себя, когда в её избе появляется гость – Иван-Царевич? В сказке «Царевна-Лягушка» говорится : «Баба-яга накормила его, напоила, в бане выпарила…»
И не только в этой сказке. Не будем перечислять их все, это займёт много места. Отмечу ещё одну деталь: когда герой появляется в гостях у Бабы-яги, он сам ей подсказывает, как гостя принимать: «За стол посади, пирогами угости».
Этими чертами гостеприимства наделена даже отрицательная сказочная героиня! А когда речь заходит о проявлении гостеприимства обычным человеком – тут уж появляются в русском народном творчестве образы. К примеру, образ щедрости: скатерть-самобранка! Её расстилают перед тем, кому хотят выказать особое почитание! Ведь на ней всё, что только пожелаешь: не только традиционные русские блюда, но и «заморские вина и яства»!
Вот эта традиция – угощать гостя самыми лучшими яствами, закреплена ещё в одном виде народного творчества – пословицах. Пожалуй, самая знаменитая звучит так: «Что есть в печи – на стол мечи»! «Для гостя – ничего не жалей, отдай ему самое лучшее» – эта заповедь гостеприимства звучит в десятках пословиц о характере русского человека.
Написано пером…
А теперь давайте обратимся к письменным источникам. Еще великий князь Владимир Мономах в своих знаменитых “Поучениях” говорил о том, что русские всегда с уважением относятся к чужаку-иноземцу. Князь сам много путешествовал и много видел. И поэтому мог сравнивать и анализировать традиции гостеприимства у разных народов. В русском человеке князь выделил гостеприимство и уважение к гостю – как народную традицию, проявляющуюся независимо от важности гостя. Если гость будет принят с щедростью души и щедростью застолья, считал князь Владимир Мономах, то хорошая репутация о хозяине дома, а по нему и всей страны, распространится далеко за ее пределы. Такая позиция князя говорит о том, что для русских было важно мнение о них в «чужой стороне». Русские творили себе доброе имя проявлением гостеприимства к каждому, кто заходил в их дом.
Приведу ещё один письменный источник, без сомнения авторитетный. Это работы исследователя-историка Н.М. Карамзина. Он пишет: «Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…».
Все исследователи, вслед за Н.В Карамзиным, которые изучали быт русского народа, обращали большое внимание на традицию гостеприимства. Сегодняшние исследователи используют эти источники для современного анализа ситуации проявления гостеприимства в современных условиях. Вот и А. Самолюк, студент II курса кафедры “Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе” МФПА рассказывает: «В старые времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома».
Я полагаю, что слово «хлебосольство» родилось именно в то время. Ведь в нём два корня – «хлеб и соль». Как известно, уходя в дальние походы, человек брал с собой для выживания именно эти два продукта: хлеб и соль.
И далее А.Самолюк продолжает: «Так как соль тогда была довольно дорогим продуктом, то её использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки на столе стояли ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай. В зависимости от его крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны».
«Кроме подношения во время трапезы гостям хлеба с солью, – замечает исследователь, – хозяин церемонии, в знак особого уважения или приязни к кому-нибудь из своих гостей, мог сам положить какого-нибудь кушанья с опричной тарелки. Она специально ставилась с ним рядом. Или при помощи слуги, хозяин посылал почётному гостю особое блюдо. Передавая это своеобразное послание, слуга, как правило, говорил: «Чтоб тебе, милостивый государь, кушать на здоровье».
Дорогой жест
А теперь я обращусь к личному опыту, возникшему в том числе при чтении художественной литературы и просмотре фильмов на историческую тему. В моей памяти сохранилось много эпизодов приёма значимого гостя царём. Особое расположение к гостю подчёркивалось и особым подарком царя. Царь снимал со своего плеча шубу и дарил гостю. И здесь важно подчеркнуть: не ценность самой шубы подчёркивала значимость и драгоценность гостя, а сам этот жест. Вот поэтому и сейчас, когда хотят подчеркнуть особое расположение хозяина к гостю, говорят о значимости какого-либо подарка: «Ну, милый мой, этот подарок – всё равно, что шуба с царского плеча!». Этот образ щедрости живёт сейчас и будет жить в будущем, так как он – народный!
Еще, один из самых известных предметов гостеприимства, о которых я узнала из литературных произведений – «красный угол». Такое название имел левый угол от печи, где стояли иконы. Это было самое светлое и красиво убранное место в горнице. В обычные дни в красном углу за столом, во время трапезы, сидел хозяин дома. Таким образом, признавалось в русском семье его главенство. Во время свадебного застолья в красном углу сажали молодоженов. Когда же в дом приходили гости, то почетное место в красном углу оставляли за ними. И опять эта традиция гостеприимства закреплена в устном народном творчестве – пословице: «Красному гостю – красное место».
Ещё две детали гостеприимства, которые продолжают жить и сегодня – «посошок на дорогу» и «подарок на память». «Посошок на дорогу» – это скорее символическое действие, но с обязательным условием от хозяина: пожеланием хорошей дороги и приглашением увидеться ещё раз. «Подарок на память» – вручает хозяин или хозяйка дома гостям при расставании. Это не обязательно должен быть дорогой подарок по стоимости. Он – напоминание о хозяине, который с открытой душой и щедрым сердцем принимал гостя.
Подводя итоги
Из всего материала, который я использовала и анализировала для раскрытия темы гостеприимства, выделю общую мысль у всех исследователей: «Традиция гостеприимства – это общая, культурно-социальная составляющая организации жизни ВСЕХ народов, проживающих на территории России».
Размышляя об исторических корнях рождения традиции гостеприимства, её укоренения и повторяемости, я решила обратиться к современной истории России. И вот что интересно. Во времена Советского Союза частью национальной политики государства была пропаганда именно традиции гостеприимства по отношению к соседям-республикам. И Выставка достижений народного хозяйства СССР формировалась именно для того, чтобы показать: в чём единство народов, которые отличаясь друг от друга, тем не менее – «одна семья». Так и говорили: « В единой семье советских республик!» Каждого посетителя на выставке в любом национальном павильоне встречали одинаково: предъявляя свою, национальную традицию гостеприимства.
Они, традиции, немного разнились обрядами, обычаями, предметами, используемыми тем или иным народом. Но теплота, уважение, доброта, радушие и желание сделать гостю приятное – были непременно в каждой национальной традиции. Причём, обязательно подчёркивалось: «как издревле повелось у русского человека»; «как заповедовали нам предки на Кавказе»; «с незапамятных времён мы, северяне…». И так далее.
Уважение к культурному укладу жизни гостя, принятие его традиций и привычек – основа традиции гостеприимства. То есть, у каждого народа со временем накапливался опыт оказания гостеприимства в принципе и опыт проявления гостеприимства человеку из другого «народа-племени». Именно об этом известный исследователь В.М. Каиров говорит в своей работе «Традиции и исторический процесс». Я процитирую его: “Движение истории невозможно без накопления и активной передачи достижений культуры новым поколениям, без их активного образования и воспитания, критического усвоения духовного наследия минувших поколений. Функции накопления и передачи органически связаны между собой и обусловливают друг друга. Накопление социального опыта, культурных и нравственных ценностей, неотделимо от передачи этих ценностей. Насколько совершенны способы передачи, настолько богато содержание традиций. Разрыв в механизме передачи ведет к исчезновению традиций, к утрате веками накопленного опыта”.
И здесь вспомню то, что я уже написала в начале статьи: «Сейчас так много разнообразных технических инструментов для общения! И люди всё реже и реже ходят друг к другу в гости. А по телефону пирогом – не угостишь! В «красный угол» – не посадишь! И, на мой взгляд, это угроза тому, чтобы медленно и верно таяла, а затем и иссякла в нашей жизни традиция гостеприимства. А что за этим?…» И на этот мой вопрос есть ответ у исследователя В.М. Каирова. Перечитайте выше его цитату и обратите внимание на слово «функция». Оно, на мой взгляд, несёт главный смысл в понимании того, как живут традиции.
Традиция продолжает жить в культуре каждого народа, и я поняла, что она есть стержень, на котором всё и держится. По сути это сущностная функция. Что это такое? Я построила своё определение: «Сущностная функция – это функция, без которой субъект, объект или явление существовать не может». Поэтому я утверждаю: «Традиция – это Образ, сущностная функция которого удерживать прошлое – в настоящем, обогащаться им и проникать в будущее, чтобы жить в нём»!
Опираясь на построенное мною понятие, я делаю вывод: «Традиция гостеприимства – это инструмент сохранения как народа, так и государства в целом. Подводя итог, я осмелюсь утверждать: у традиции гостеприимства есть нацеленность на вечность!
Анна Лукьянова
Оставить комментарий