В предыдущем номере нашей газеты была опубликована первая часть статьи студентки МГУ Анны Лукьяновой, которая попробовала через изучение традиций гостеприимства у народов России развить интерес к истории и любовь к своей Родине. Знаю, что в этом номере публикуется продолжение этого материала. Я его с нетерпением ждала. А ещё эта работа меня побудила написать свой материал – о традициях и национальном колорите казахского народа на примере моей семьи.
Дружба не знает границ
Сначала хочу познакомить наших читателей с интересной личностью. Молодой человек, проживший всего около 30 лет (1835-1865гг.) Чокан Валиханов внёс свой вклад в сближение русского и казахского народа. Он, сын казахского народа, – офицер русской армии, путешественник, географ, историк, этнограф, фольклорист и публицист. В 1854 году в Омске познакомился с великим русским писателем Фёдором Михайловичем Достоевским. Достоевский по достоинству оценил казахского ученого и просветителя и сыграл огромную роль в жизни и творчестве Валиханова.
Моим друзьям, которым я рассказала об этом факте, особенно интересно было узнать, что по предположению некоторых исследователей Валиханов послужил прототипом образа Версилова в «Подростке» Достоевского. В рукописях к «Подростку» найдена строка: «страшное простодушие, Валиханов, обаяние».
В музеях Валиханова и Достоевского хранятся их трогательные письма, раскрывающие их творческую взаимосвязь.
Милый сердцу уголок
Мои друзья, часто бывающие у нас в гостях, всегда обращают внимание на казахские сувениры, которые хранятся у нас в семье.
Расскажу, что` на родине моей мамы принято дарить друг другу и увозить на память. В нашем домашнем уголке с национальными сувенирами есть игрушки в виде юрт разных размеров – наподобие матрёшек, миниатюрные сундучки, карты Казахстана, макеты достопримечательностей. Дарили нам такию (мужской головной убор, в основном применяемый во время празднеств и чтении молитвы), домашнюю обувь, сделанную в необычном старинном дизайне, расписанные жилеты, которые в старину девушки носили в повседневной жизни, деревянные ложки. Особенно дорого мне веретено, на котором моя бабушка пряла шерсть для изготовления одежды и национального убранства в доме. Сотканные моей бабушкой дорожки, коврики особенное согревают душу. Моя мама сама делает курак корпе – лоскутное одеяло, применяя национальные узоры и мозаики, в моменты, когда ее настигает творческий порыв и ностальгия. Этому она научилась в отчем доме в детстве у сестер и мамы. Эти вещи выдают как приданое девушке и обычно стелят на пол, чтобы усадить гостей за круглый стол с очень-очень короткими ножками.
Символ музыкальной культуры казахского народа – домбра, из неё мама извлекает удивительно красивые звуки и исполняет степные напевы. На домбре можно воссоздать и топот лошадей, скачущих по бескрайней степи, застеленной алым маком, и крик газелей, и шелест воды… Удивительно, что звук одной домбры может звучать как целый оркестр!
Семейные традиции
Нравственным, культурным ценностям нас, молодёжь, через общение обучают взрослые. Для меня богатейшим источником и проводником таких знаний стали близкие родственники, проживающие в Казахстане. Древние обычаи сегодня сохраняются во многих семьях, но они легко могут исчезнуть, если их не передавать из поколения в поколение.
У маминой сестры, в семье Бакимбаевых, проживающих в Тюмени, тоже бережно относятся к национальным традициям. Когда я была у них в гостях, с удовольствием рассматривала алашу – ковёр ручной работы, сырмак – узорчатый войлочный казахский ковёр, изготавливаемый техникой мозаики из отдельных кусков войлока разных цветов, корпе – одеяло из лоскутов, что в древности являлось убранством казахского народного жилища – юрты. Эти предметы домашнего убранства – приданое дочерям, сделанное собственноручно моей бабушкой Марией. Она их ткала, валяла и шила по модели со специальными национальными узорами. Бабушки уже нет, а приданое хранится в семьях у дочерей. Это историческая память. С этого, как мне кажется, и начинается формирование традиционных ценностей в семье.
В настоящее время мы наблюдаем всплеск интереса к традициям у молодёжи. Это заметно на свадьбах, молодёжных встречах, модных показах…
Что определяет образ жизни?
Из моих поездок в Казахстан запомнились качели «Алтыбакан». Они сооружены из шести шестов, крепкой перекладины и из трех толстых арканов, это наследие кочевых народов Центральной Азии. На качелях раскачиваются одновременно несколько человек, распевают песни. Красивое зрелище!
Также я наблюдала за игрой в кости среди детей.
На свадьбах, где удалось присутствовать в качестве гостя, мне запомнились особенности сватовства и красивая традиция «Беташар» – открывание лица невесты. Это необыкновенный обряд, без которого не проходит ни одна свадьба. Невеста с покрытым лицом стоит в центре зала. Под звуки музыки и пения тамады, невеста отдает поклон родственникам жениха, которые в знак благодарности кладут деньги с специальную посуду. По окончании свекровь открывает лицо невесте. Удивительно было узнать, что к головному убору невесты прикреплены перья филина, а он считается у казахов святой птицей.
В современном быту, в семьях, хранятся и используются некоторые вещи из старинной домашней утвари, которые я видела ранее только в этнографических музеях. Особой красотой выделяются огромные расписные сундуки, в которых хранятся ценные вещи, даже объемные. Моей маме тоже из ее детства запомнился огромный зеленый сундук с узорами. Также в современных казахских домах появились, как в древности, подвешенные к потолку люльки для младенцев. Раскачивая люльку по нужной траектории и амплитуде, мама младенца может заниматься своими делами по дому и распевать колыбельную.
Женщины в возрасте до сих пор носят маси, сапожки без каблуков, с мягкой подошвой и с твёрдой задней стенкой. Молодёжь их надевает во время исполнения национальных танцев.
Традиции определяют образ жизни. От нас зависит, будем ли мы любить книги, соблюдать обычаи, ценить связь с прошлым. На мой взгляд, в современном мире интерес к этническим корням будет возрастать. Объяснить, почему я так думаю, хочу известной мне цитатой писателя Дениса Драгунского: «Традиция обладает странным свойством уравновешивать доброе и злое, сглаживать, примерять противоречия. Отказ от традиции – даже во имя свободы – оборачивается уничтожением норм человеческого общежития, разрушением более или менее приемлемых форм социального поведения».
Я буду с трепетом в душе хранить для будущего поколения свои сувениры, фотографии, рассказывать друзьям об удивительных традициях, о которых с удовольствием узнаю в поездках по нашей стране и за её пределами. Кстати, прошлым летом, я во время поездки с семьей на отдых в Кабардино-Балкарию обнаружила, что язык балкарцев очень схож с казахским, и многие национальные традиции тоже одинаковы.
Мои подруги и внучки моей тети Айгуль из Казахстана Рабига и Ельдана тоже соблюдают традиции. Они на всех праздниках танцуют старинные народные танцы и поют песни в старинных народных костюмах. Моя племянница Сумая, обучающаяся в домодедовской школе, традиционно танцует русские народные танцы в соответствующем наряде.
И конечно же хочу сказать о традиционной кухне. В Казахстане, как и в России, много национальных блюд. Среди них: бешбармак, куырдак, манты, плов, казы, баурсаки, балбаурсак, шельпек, курт, кумыс и другие. Многие из них традиционно готовятся в нашей семье. Мои домодедовские друзья их очень полюбили.
Альмира Исмаилова, 13 лет.
Оставить комментарий