Автор статьи считает, что сегодня важно не стать «Иванами, не помнящими родства»
Проходят не только годы, но столетия, а традиция – гостеприимство народов России – живёт! Люди ходят друг к другу в гости, живут в мире и согласии. А ведь у каждого народа свой характер, обычаи, привычки, условия жизни…
Чем эта традиция наполнена у разных народов России? Куда направлено её действие? Я хочу найти свой ответ на этот вопрос. Для чего он мне нужен? Для того чтобы через него раскрыть миру лицо России. Не через политику, не через громкую общественную деятельность, а через самую обыденную жизнь.
Вспомните, что показало проведение чемпионата мира по футболу в нашей стране?! Болельщики из разных стран, приехавшие смотреть футбольные матчи, по возвращении домой стали рассказывать о гостеприимстве обычных российских людей. Оно проявлялось в открытости, щедрости, теплоте и сердечности в отношениях.
Я надеюсь, что моя работа послужит толчком для понимания моими сверстниками важности сохранения традиций своего народа и своей Родины. И это понимание будет той основой, которая укрепляет связь поколений.
Сейчас так много разнообразных технических инструментов для общения! И люди всё реже и реже ходят друг к другу в гости. А по телефону пирогом – не угостишь! В «красный угол» – не посадишь! Выбранной темой я очень хочу внести вклад в сохранение традиции гостеприимства.
Я люблю историю как предмет, как мир, полный загадок и открытий! Мир, который раскрывает тайны ушедшей жизни и прогнозирует будущие события. Ведь недаром мудрецы утверждают: «Без прошлого – нет будущего»!
История – это то, что открывает мне – меня! А традиции, как форма организации жизни людей – живут в Истории. Они отпечатались в исторической памяти людей. Они играли в прошлом, и играют сейчас огромную роль в построении отношений, как на личном, так и на государственном уровне.
Проследить, насколько важна традиция гостеприимства в истории нашей страны – это и есть задача моей статьи.
Радость в доме
Для изучения темы я выбрала географический подход.
Начну с юга. Почему? Потому что о южном гостеприимстве ходят легенды. Сегодня, когда современное общество называют обществом потребителей, проявление щедрости, особенно к незнакомому человеку, выглядит необычно!
У южан издревле существует закон гостеприимства: если гость что-то хвалит у хозяина, который его принимает, то хозяин обязан подарить понравившуюся вещь. Гостю приходилось быть осторожным…
В поисках информации я заметила, что исследователи традиций гостеприимства наиболее часто обращались к чеченскому народу. Самой яркой для меня работой стали наблюдения, сделанные журналистом и писателем Ириной Нехорошкиной.
Вот что она сообщает: «Русское понятие о том, что “незваный гость хуже татарина” абсолютно не вписывается в горский менталитет. Чеченцы воспринимают любого гостя как посланца Всевышнего, поэтому всегда рады и готовы его принять, с восторгом». Как известно, мировоззрение проявляется в народной мудрости – в пословицах. Так вот, чеченская пословица гласит: “Если придет в гости дурной человек – хорошо накорми его, а хорошего достаточно угостить, чем сможешь”.
Ещё в исследовании Ирины Нехорошкиной меня поразило отношение к личности гостя у русских и у горцев. Русский человек считает: проявить гостеприимство – это значит, проявить, в первую очередь, интерес к гостю. Его обязательно расспросят: «Где бывал? Откуда мил человек идёшь? Куда путь держишь?» Не сделать этого – это значит проявить равнодушие к гостю, показать ему своё безразличие… А у горцев всё прямо наоборот. «Испокон веков в горах, – говорит путешественница, – не было принято спрашивать у путника даже имя, не говоря уже о том, чтобы выяснять его намерения. Гостя принимали, кормили, выделяли ему самую лучшую комнату для постоя, и посетитель мог спокойно жить в доме три дня, пользуясь доброжелательностью хозяев. Лишь спустя три дня, если путник не спешил покидать гостеприимный кров, глава семьи мог поинтересоваться некоторыми личными данными своего гостя».
Я подумала, что это показывает высокий уровень доверия горцев к тем, кто смог в трудных природных условиях добраться к их дому. И я нашла своему предположению подтверждение в другой статье, опубликованной в журнале «Сезоны года», к сожалению, без указания фамилии автора: «Корни этой доброй традиции берут своё начало в глубине веков. Большинство семей жили в сложных, труднопроходимых местах. Они всегда предоставляли путнику кров и пищу».
Юлия Чмеленко, ещё один исследователь темы гостеприимства у чеченцев, подмечает: «Даже в бедных семьях, хозяева обязательно хранят лепёшки с маслом и сыром для гостя, который может внезапно прийти к ним в дом. Примечательно, что для чеченского народа характерно проявление гостеприимства к любому доброму человеку, независимо от его национальной, религиозной и идейной принадлежности. Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. Чеченцы говорят: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать», «Гость в доме – радость»…
Возникает закономерный вопрос, а гость как-то должен по чеченским законам отблагодарить гостеприимных хозяев? Гостю – всё, а гость – что? И на этот мой вопрос есть ответ у Юлии Чмеленко: «Гость не должен предлагать платы за приём, но он может сделать подарки детям». Я замечу, как деликатно сказано: может, а не должен сделать! «Одно из основных правил чеченского гостеприимства,- отмечает кавказовед, – защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни».
Такие традиции проявления гостеприимства вызвали у меня глубокое уважение.
Щедрость в суровом климате
А теперь хочу обратиться к проявлению традиции гостеприимства северного народа – якутам. Многие путешественники отмечают удивительно бескорыстное гостеприимство людей, выживающих в самых холодных районах нашей страны. Об этом в своей книге «Юридические обычаи якутов» говорит путешественник М. Вруцевич: «Случается, что якуты не только кормят бездельных поселенцев, но и снабжают их на дорогу довольно значительными деньгами или продуктами, несмотря на то, что поселенец, прокутив деньги где-нибудь в городе, снова возвращается к тем же якутам, которые его накормили, напоили и дали денег, они повторяют это по несколько раз».
А вот что рассказывает о том, как относятся к гостю якуты, известный якутский этнограф Андрей Саввин: «Люди, выезжавшие на длительное время в другие улусы, в большинстве случаев провизию с собой не брали. Пользуясь обычаем своей страны – гостеприимством в пути – они ночевали в качестве гостей часто у совершенно незнакомых людей».
Многие исследователи традиций якутского народа объясняют такую житейскую щедрость якутов природными условиями жизни: суровый климат, удаленность мест проживания друг от друга.
Я позволю себе сделать свой вывод о столь щедром проявлении гостеприимства у якутов. Они понимают, что без поддержки человека, который встретится тебе на пути, самому, одному – не выжить. И поэтому, чтобы сохранить себя, как народ, есть единственный способ – единство и взаимопомощь!
Исторически сложилось так, что гость являлся у якутов почти единственной связью с остальным миром! Морозы, пурга, дальние расстояния не очень располагают к желанию куда-то поехать. Поэтому чаще всего только от путников и могли узнать якуты новости. Так что, люди с других земель, или другой национальности пользовались особым уважением как источники информации о жизни других народов. Если заезжие люди были путешественниками, то к ним якуты проявляли особое внимание: их можно было расспросить о том, что они повидали на своём веку во время странствий. А взамен якуты предлагали не только крышу над головой, но и всё самое лучшее из еды или предметов обихода.
Конечно же, современное обустройство жизни меняет её стиль. Сегодня якуты из-за своего образа жизни – не выключены из информационной жизни России. Но по сей день они сохранили репутацию одного из самых гостеприимных народов нашей страны.
Анна Лукьянова.
Продолжение в следующем номере.
Оставить комментарий