Полвека ветераны Госфильмофонда России Людмила Тимофеевна Павлюкова и Валентина Васильевна Анискина трудятся в киноархиве
Людмила Тимофеевна и Валентина Васильевна работают на участке печати проявщиками киноплёнки. Об их судьбах и о том, что их связывает с Госфильмофондом, расскажем в этом материале.
Три мальчика и три девочки
Людмила Тимофеевна Павлюкова – наша землячка. Она родилась 24 января 1949 года в поселке Барыбино в многодетной семье, где росли три мальчика и три девочки, она была самой младшей.
Папа Тимофей Петрович работал прорабом на одном из барыбинских предприятий, потом перешел на склад, вместе с ним там трудилась и мама Мария Прокопьевна. Отец очень увлекался садоводством и свою любовь передал дочери.
– Мы вместе с ним всегда выращивали рассаду, пололи, поливали. Он, уходя на работу, всегда мне наказывал: «Люся, воды в бочки натаскай!» А это две бочки по 200 литров. И даже когда 1 сентября я пошла в первый класс, он тоже мне сказал: «Пойдем в теплицу, надо поливать огурцы и помидоры!» Мы с братьями и сестрами всегда помогали родителям, у нас было большое подсобное хозяйство.
Окончив восемь классов, Людмила устроилась работать швеей-мотористкой на московскую фабрику «Трикотажница» № 13, что находится напротив Кожевнических бань.
Новый коллектив
Замуж она вышла за белостолбовского паренька, вся семья которого, и он в том числе, работала в Госфильмофонде. После декретного отпуска нужно было выходить на работу, но прежде требовалось устроить дочку в детский сад, а ее, как нарочно, не брали, потому что мама работает в Москве, а не в Госфильмофонде, детский сад-то ведомственный. Недолго думая, Людмила Тимофеевна уволилась с прежней работы и влилась в большой, но малознакомый коллектив киноархива:
– Я сначала пришла на производство, посмотрела, как люди здесь работают, чем занимаются, мне всё очень понравилось, и 2 ноября 1972 года я принесла документы в отдел кадров. Там меня встретил такой старенький, но очень добрый и приветливый начальник Николай Михайлович Ряховский. С женщинами он особо много не разговаривал, больше с мужчинами, взял мою трудовую книжку, внимательно посмотрел и попросил написать заявление.
Кстати, после Николая Михайловича долгое время отдел кадров возглавляла Валентина Васильевна Арсоева. Она была женой военного, жила в шаховской воинской части и каждое утро приезжала в киноархив на работу. Она обладала, вспоминают коллеги, очень покладистым характером, это была вежливая, интеллигентная женщина. Она долго здесь работала. Сейчас Валентина Васильевна живет на улице Авенариуса. Когда она уволилась, начальником отдела кадров стала Любовь Федоровна Машкова.
Около машины бегала на каблуках
– Вот как получилось, вспомнила и наших кадровиков, – улыбается Людмила Тимофеевна. – Ну а что касается меня, то я пошла работать в цех печати, им как раз требовались люди. Когда я только туда зашла, там всё двигалось, вращалось, шумело. Цех – как живой организм, а я очень люблю движение и скорость. Перестроиться со швеи на проявщика мне было несложно. Я тогда была молодой, всего 23 года. Страх отсутствовал, около машины на каблуках бегала!
Коллектив был очень хороший, молодежный, но работали и пенсионеры, которые являлись наставниками молодых. Цех печати тогда возглавляла Наталья Ивановна Кожевникова, а наставником Павлюковой стала мастер Антонина Михайловна Покровская.
– Ее, к сожалению, уже нет в живых, – говорит героиня нашего рассказа. – Я очень благодарна ей за науку. Она помогала мне привыкнуть к новой работе, освоиться на месте, много рассказывала о пленке, как с ней обращаться, обо всех тонкостях и хитростях проявки.
Такой вот участок
Участок печати не такой простой, как может показаться на первый взгляд, он включает несколько циклов. Сначала на пленку выписывается наряд, в котором указывается, какую работу с ней надо произвести. Затем она попадает в подготовительное отделение, потом – в отделение установки цвета и света, оттуда в копировальное отделение и только после – в проявочное. Здесь установлено пять машин: отдельно проявляются черно-белый дубль – негатив и промпозитив (это промежуточный позитив), цветной позитив, цветной дубль-негатив, цветной дубль-позитив, черно-белый позитив, а также негатив фонограммы. Уф, запомнить бы всё!
Со всеми этими процессами Людмила Тимофеевна познакомилась во время работы.
– Когда я сюда пришла, у нас стояли старые машины, но вскоре после моего прихода началась модернизация цеха, и к нам стало поступать новое оборудование, – рассказывает она. – Машины были очень скоростные. Я за смену проявляла до 40 частей. Массовки было очень много, мы так называем копии для заказчиков.
Сейчас заказов, увы, стало значительно меньше. В основном идет материал из хранилищ Госфильмофонда. Павлюкова работает с цветным позитивом на проявочной машине № 3. В среднем за смену – по 20 частей. Работа ей нравится, за столько лет очень привыкла и к своей машине, и к коллективу.
– Наш участок возглавляет молодой руководитель Светлана Владимировна Николаева, – продолжает наша героиня. – А мы с Валентиной Васильевной здесь, можно сказать, самые возрастные. Осенью этого года осенью исполнится 51 год, как я здесь работаю.
Учиться и ещё раз учиться!
Сейчас Людмила Тимофеевна – проявщик кинопленки шестого разряда. Чтобы его достичь, ей пришлось пройти не через одну квалификационную комиссию и ответить не на один вопрос экзаменаторов.
Теперь она сама может поделиться опытом с молодежью и рассказать всё, чему научилась за эти годы. Раньше в цех печати на производственное обучение приходило много старшеклассников из белостолбовской средней школы.
В течение учебного года Людмила Тимофеевна была у них мастером производственного обучения. Сейчас, к сожалению, такая практика уже не проводится. А в свое время некоторые из учащихся после окончания школы устраивались в Госфильмофонд на работу. Так, к примеру, поступила и ее дочь Оксана, правда, не сразу после окончания школы, а через некоторое время, но пришла работать в цех реставрации кинопленки. Сейчас она документовед отдела заказов.
После службы на флоте в пожарную часть Госфильмофонда устроился работать и сын нашей героини Сергей.
Соседи по даче
О том, что еще в детстве Людмила Тимофеевна занималась садом и огородом, мы уже рассказывали. Эту любовь к земле она пронесла через всю жизнь.
– Сейчас у меня свой участок в садоводческом товариществе «Фильм», – говорит она. – Мы получили эти участки благодаря нашему бывшему генеральному директору Владимиру Сергеевичу Малышеву, он организовал товарищество. Всех желавших получить по шесть соток собрал в нашем клубе, и мы тянули жребий. Мне достался участок под номером три, а моя коллега по работе Валентина Васильевна Анискина вытянула одиннадцатый номер. Теперь мы с ней вместе после работы с весны и до поздней осени ходим на дачу. У меня там всё растет: и плодовые деревья, и зелень с овощами, и цветы, куда без них. Всё свободное время провожу там. И муж туда постоянно ходит, мне помогает, он уже пять лет как на пенсии.
Еще Людмила Тимофеевна – большая любительница кошек. На даче у нее живут пять таких красавиц. А по дороге на работу, перед входом в производственный корпус, ее каждое утро встречает кот Тишка. Он ждет от нее не столько еды, сколько ласки, заботы и внимания к своей персоне. Животные очень чувствуют доброго человека.
Была ведь токарем…
Коллега Людмилы Тимофеевны по работе Валентина Васильевна Анискина, та самая соседка по даче, родилась 16 июля 1949 года в селе Лебедин Шполянского района Черкасской области. Мама Феня Яковлевна работала в колхозе, а отец-фронтовик Василий Иванович – на семенном заводе. На хуторе, где жила семья, забот хватало. Помимо сада-огорода, было и свое подсобное хозяйство: корова, козы, поросята, куры, утки. За всеми надо присмотреть, накормить, напоить, а корову еще и подоить. С этим Валентина всегда ловко справлялась. Брат тоже помогал, но в 16 лет он оставил родительский дом, и все заботы по хозяйству легли на ее плечи…
В Белые Столбы она приехала из подмосковного города Мытищи, где пять лет работала токарем на крупном машиностроительном заводе, том самом, который выпускает вагоны электропоездов. Токарем, да!
Там же она познакомилась со своим будущим мужем, который, как потом выяснилось, жил в Белых Столбах. Когда после свадьбы молодые стали жить в поселке, свекровь, работавшая на белостолбовском кирпичном заводе, недолго думая, нашла для молодой снохи отличное место работы. И 20 июня 1973 года привела ее в Госфильмофонд.
Только не в тёмное помещение!
– Когда я пришла на производство, начальник цеха печати Наталья Ивановна Кожевникова, ее сейчас уже нет в живых, стала меня знакомить со всеми нашими отделениями – подготовительным, установки цвета и света, копировальным, проявочным.
Насмотрелась я на всё и говорю ей: «Я на любой участок пойду, только не в темное помещение». И она предложила мне работу в проявочном отделении. Я согласилась и вот уже 50 лет тружусь в Госфильмофонде.
Валентина Васильевна оказалась трудолюбивой, очень способной ученицей, схватывала всё на лету, хотя признается: непросто было перестроиться и привыкнуть к новой профессии. Тем не менее наставница Татьяна Ежова была ею очень довольна и со своей стороны старалась научить всем особенностям работы с пленкой.
Всё здесь нравилось
– Около года я поработала в цехе печати и ушла в декретный отпуск, – вспоминает Валентина Васильевна. – Родила дочку и думала, что больше сюда не вернусь. Но прошло время, дочке исполнился годик, я стала скучать по работе и вернулась в родной цех печати. Потом у меня родились вторая и третья дочки, и об уходе с работы я больше не помышляла. Мне всё здесь нравилось: рядом детский сад, школа, клуб, дом, чего уж лучше желать! Одна из моих дочерей, Наташа, тоже пришла сюда и уже больше 30 лет работает в цехе реставрации.
Ни одной ошибки
Работа на участке печати – это постоянный экзамен, проверка своих знаний и навыков. К тому же это работа с химическими реактивами, малейший просчет – и брак неминуем, но, к счастью, за всё время работы Валентина Васильевна не допустила ни одной ошибки.
– Когда я сюда пришла, у меня был ученический разряд, – объясняет героиня статьи. – Мы здесь постоянно учились, сдавали экзамены, повышали свою квалификацию. С нас всё очень строго спрашивали. Перед экзаменами мы ночами не спали, нервничали, даже плакали, вот как волновались.
Комиссия собиралась строгая и очень представительная, человек 10. Туда входили главный инженер, инженеры по технике безопасности, по пожарной безопасности, мастера. Те, кто сдавал экзамены, заходили по одному человеку. Один из членов комиссии зачитывал анкету, и потом каждый из присутствовавших задавал вопросы по своему направлению, никаких билетов не было.
– Я сдавала экзамены и получала очередной разряд, сначала первый, потом второй, и так далее, сейчас у меня шестой разряд, – говорит Валентина Васильевна. – Нам каждый разряд доставался, как говорится, потом и кровью. Но с повышением разряда увеличивалась и зарплата. Заказов у нас тогда было очень много, мы даже в две смены работали: первая – с 7 до 15 часов, вторая – с 15 до 23 часов.
На своей черно-белой позитивной машине № 2 Валентина Васильевна за смену проявляет больше 10 частей. Всё зависит от метража пленки: она бывает 1500, 2000, а то и 3000 метров.
«На огороде у меня всё растёт!»
Работы Валентина Васильевна никогда не боялась и никогда не сидела сложа руки.
Когда в Госфильмофонде организовали садоводческое товарищество «Фильм», Валентина Васильевна не отказалась от шести соток. По себе знает, что свои овощи гораздо лучше и вкуснее, чем магазинные. Да и с годами не забыла, что и как надо посадить, в какое время, чтобы быстро выросло.
– На огороде у меня растет всё: морковь, лук, чеснок, кабачки, зелень, есть плодовые деревья и кустарники, – отмечает Валентина Васильевна. – Правда, земли маловато, она вся занята под постройки. У нас там дом большой стоит, баня в стадии строительства, ну и подсобные хозблоки. Я живу на даче летом, а муж находится там постоянно.
У Валентины Васильевны три дочери и четверо внуков. Все с большим уважением и любовью относятся к маме и бабушке, ведь кто, как не она, позаботится о том, чтобы дом был полной чашей, поможет дочерям с воспитанием внуков. И хотя они уже большие, самому старшему 28, а младшему 8 лет, но очень любят приходить к бабушке, потому что знают: у нее обязательно найдется для них что-нибудь вкусненькое. Да и бабушка – большая любительница угостить внучат горячими оладьями или блинчиками.
Почётные кинематографисты
Многолетний труд двух подруг, двух соседок по даче и двух коллег, о которых мы рассказали сегодня, по достоинству оценен генеральными директорами Госфильмофонда, Министерством культуры и правительством Российской Федерации. Об этом красноречиво говорят их награды: почетные грамоты и благодарности.
Людмила Тимофеевна и Валентина Васильевна за личный вклад в дело сохранения коллекции Госфильмофонда, высокую ответственность, многолетний неутомимый и добросовестный труд удостоены звания «Почетный кинематографист России».
Оставить комментарий