Стартовал ещё один совместный проект филиала РГГУ в городе Домодедово и газеты «Призыв» – выставка репродукций известных русских художников
Во время открытия художественной выставки «Легенды Дугино» трое студентов, вызвавшихся в будущем стать здесь экскурсоводами, очень внимательно слушали выступавших и что-то записывали в свои блокноты. Молодцы, подошли к делу серьёзно. Для них этот проект точно был интересен. Но не для них одних.
На дружеской волне
Собственно, произведения искусства в холле этого вуза появляются не впервые. Газета «Призыв» и филиал РГГУ в городе Домодедово подписали договор о сотрудничестве, в рамках которого они проводят совместные акции и реализуют проекты. Организационную поддержку оказывает домодедовское управление образования.
В рамках договора о сотрудничестве несколько месяцев назад здесь открывалась выставка «НЕОдноразовый МИР». Только картины и артобъекты, представленные на ней, были сделаны из предметов, уже вышедших из обычного обращения – деталей компьютеров, пластиковых крышечек, частей инструментов. Эта выставка стала первым совместным проектом филиала РГГУ и газеты «Призыв». Кстати, часть этой экспозиции потом уехала в Калугу, в государственный музей истории космонавтики имени Циолковского, а домодедовских журналистов пригласили в этот музей на открытие выставки.
Ну а здесь, в Домодедове, мы продолжаем наше сотрудничество. Евгений Сафонов, директор филиала РГГУ в городе Домодедово, профессор, доктор экономических наук, отметил, что газета «Призыв» становится не только информационной площадкой, но и вместе с домодедовским вузом – организатором больших, хороших дел.
Буквально за день до открытия новой художественной выставки «Легенды Дугино» был дан старт еще одной совместной акции газеты и вуза – серии субботников «Чисто по-домодедовски». Журналисты и студенты вместе убирали территорию на улице Овражной в микрорайоне Северный. Этот субботник, как и все акции редакции по уборке, прошли с раздельным сбором отходов.
Главный редактор газеты «Призыв» Анна Буглаева благодарит всех участников мероприятия и напоминает, что, освобождая природу от отходов, мы вместе ее реставрируем.
Приют художников
Перед открытием выставки «Легенды Дугино» прошла небольшая конференция, на которую пригласили студентов колледжа первых и вторых курсов. На конференции выступили Евгений Сафонов, Анна Буглаева, заместитель главного редактора газеты «Призыв» Наталия Шарова, а также Дмитрий Шаров, театральный художник, директор театра «Маэстро». Ребят познакомили с историей усадьбы, где в начале ХХ века жили и работали многие известные художники, поведали историю создания нескольких картин, поговорили об искусстве.
Итак, бывшая купеческая усадьба Дугино находится в нынешнем поселке Мещерино Ленинского городского округа. Больше 100 лет назад ею владел фабрикант и художник Николай Васильевич Мещерин.
Отец Николая, Василий Ефремович, был разбогатевшим крестьянином. Благодаря коммерческим талантам Василий Мещерин смог войти в купеческое сословие, выкупив и восстановив работу расположенной рядом с Дугино суконной фабрики в Даниловской слободе. Николай Васильевич как старший сын возглавил управление фабрикой и имением после смерти отца.
Но Николай был человеком лирического склада и тяготился коммерческой деятельностью. Сына успешного купца и фабриканта больше тянуло к художественному творчеству.
Николай Васильевич пришел к живописи через увлечение фотографией. В юности он успешно освоил экзотическую, дорогую по тем временам любительскую фотографию. Николай снимал пейзажи в окрестностях Дугино, а на реке Пахре – сюжетные сцены, охоту, групповые портреты, автопортреты в зеркале. До нас дошло 48 подлинных отпечатков его работ.
В начале 1890-х годов он приступил к занятиям живописью. Мещерин сдружился с художниками и начал писать сам. В Практической академии коммерческих наук он учился вместе с Василием Васильевичем Переплетчиковым – еще одним художником, вышедшим из купеческой среды. У него Николай Васильевич брал первые уроки рисования. Кроме того, рисованием Мещерин занимался у Алексея Корина и Мануила Аладжалова. Игорь Грабарь, поддерживавший связи с европейским искусством, знакомил друга, Николая Мещерина, с новейшими течениями в живописи, техникой раздельного мазка, новыми способами передачи цвета и света. Игорь Грабарь жил и работал в усадьбе Дугино более 10 лет.
В усадьбе Дугино гостили и другие художники: Аполлинарий Васнецов, Алексей Степанов, Илья Остроухов, Валентин Серов. Николай Мещерин под их чутким руководством овладел искусством живописи. Скоро этюды художника заметил и оценил Исаак Левитан, а журнал «Мир искусства» поместил некоторые из них на своих страницах.
В чём секрет мастерства?
На конференции, предшествовавшей открытию выставки, Наталия Шарова рассказала об истории создания нескольких картин художников, которые бывали в Дугино, показала их репродукции студентам. Получилось и наглядно, и убедительно.
Например, Николай Мещерин писал преимущественно пейзажи, в которых стремился передать личное переживание от своей встречи с красотой русской природы. Его картина «Ржаные поля» знаменательна тем, что под картоном у нее оказалось второе дно, закрывавшее оборотную сторону. Там всё это время находилась ранее неизвестная картина Мещерина «Опушка леса зимой». Такой вот подарок потомкам.
Картина «Морозная ночь» – одна из самых эффектных работ Николая Мещерина. Она написана методом наложения обособленных мазков в сине-белых тонах. В ней художник сумел не только запечатлеть отблеск лунного света на заснеженной березе, но и воссоздать эффект мерцания кристаллов инея и всполохов на зимнем звездном небе.
Кстати, многие свои картины Игорь Грабарь, как и Николай Мещерин, создавал, используя метод наложения обособленных мазков. Причем определенной конфигурации. Это так называемая система дивизионизма. Игорь Грабарь даже смог создать авторский метод. Например, написанная в окрестностях усадьбы Дугино, в деревне Шестово, картина «Белая зима. Грачиные гнезда» стала своего рода экспериментом в области разложения цвета. Крона березы, взметнувшаяся среди сараев, написана в изысканной графической манере, дающей представление о многослойном сплетении плакучих ветвей.
Еще одна картина, представленная на конференции, принадлежит Исааку Левитану. Его картины были созданы с удивительной достоверностью. За всю свою недолгую творческую жизнь Левитан создал больше 1000 этюдов и картин.
Картина, носящая название «Весна пришла», написана в 1896 году. Как раз ее и представили на конференции. Она входила в серию самых лирических его произведений. На ней запечатлен переход природы к поре весеннего пробуждения после долгих зимних холодов. Левитан смог мастерски изобразить с помощью карандашных штрихов движение порывистого, свежего ветра, скользящее между ветвями и избами. Во время работы автор пользовался разными принадлежностями для рисования, среди них были гуашь, заливка, белила, перо и карандаш.
Кстати, Исаак Левитан, нередко бывавший в Дугино, однажды оценил работы Николая Мещерина, на которых тот изображал деревенские сараи. Вдохновившись сараями Мещерина, Левитан вскоре создал серию собственных сараев.
Евгений Сафонов представил свое видение нескольких картин. Так, он с точки зрения зрителя оценил полотно Игоря Грабаря «Хризантемы». Здесь художник соединил чайный и цветочный натюрморты. Кстати, роскошные золотистые цветы для нее были специально приобретены у московского цветочника Ноева.
Вся картина – симфония света. Свет играет в гранях хрустальных ваз, отражается от блестящих тарелок, свет излучают яркие солнечные цветы, он щедро льется из окна и расплескивается на скатерти.
«Я брал с собой карандаш»
Перед студентами на конференции выступил и театральный художник Дмитрий Шаров. Он рассказал о том, как и почему пришел в искусство. Рисовать он любил с детства. Часто ходил в лес, на реку Рожайку и всегда брал с собой карандаш, бумагу. Когда видел красивые виды, старался их запечатлеть. Он вспомнил, как однажды, сидя в канаве напротив своего дома на частной улице, рисовал его. Эти рисунки, кстати, он хранит до сих пор.
Дмитрий еще в детстве окончил художественную школу, а потом, увлекшись театром, поступил в школу-студию МХАТ на постановочный факультет. Сейчас он руководит театром «Маэстро», выпускает кукольные спектакли для детей, которые показывают в театральной галерее в городском парке «Ёлочки», реализует и другие творческие проекты.
Обращаясь к студентам, Дмитрий подчеркнул, что любое творчество – это самовыражение человека, его стремление рассказать что-то важное миру, то, что он видит и чувствует.
После конференции состоялась первая экскурсия по экспозиции выставки. Здесь зрителям представили другие произведения художников. Обсуждая картины Левитана, своего самого любимого художника, Дмитрий Шаров отметил, что в его картинах, изображающих весну, раннюю или позднюю осень, берег Волги, есть движение – в конфликте темных и светлых тонов, в цветовом решении, в запечатленных образах. Еще и поэтому эти произведения так трогают зрителей.
Свое мнение о представленных картинах высказали и другие организаторы выставки. А супруга Дмитрия Шарова Ирина прочитала стихотворение, навеянное осенними пейзажами природы, очень созвучное с полотнами Левитана.
Трое студентов, вызвавшихся в будущем стать здесь экскурсоводами на этой художественной выставке, внимательно слушали выступавших, что-то записывали в свои блокноты. Будущим экскурсоводам теперь предстоит изучить много фактического материала, разобраться с методами написания картин, пропустить всё это через свой ум и душу. И тогда, конечно, они смогут рассказывать обо всем этом увлекательно и с интересом. Причем не только студентам. Участниками экскурсий станут и домодедовские школьники.
Ну а сотрудничество вуза и редакции газеты «Призыв» продолжается. Впереди – проведение совместных субботников во всех городских микрорайонах, а еще открытие выставки фотографий из фотобанка газеты «Призыв».
Оставить комментарий