К 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова
Имя Сергея Рахманинова вызывает у русского человека особенно тёплые чувства, потому что музыка этого великого композитора каждой своей нотой, каждой мелодией, каждым аккордом — русская музыка. Трагедия жизни Рахманинова заключалась в том, что он, как никто горячо любивший Россию, не мысливший себя отдельно от Родины, половину своей жизни вынужден был провести вдали от неё, в эмиграции.
Он тяжело пережил смутный 1917 год. Ещё летом, в Ивановке, мужики предупредили Рахманинова быть осторожнее, не приезжать пока в любимое им поместье, в дом, где ему особенно хорошо работалось, где он написал так много музыки. Осенью, наблюдая за революционными беспорядками, он пришёл к выводу, что ему и его искусству не найдётся места в новой России. В декабре Рахманинов вместе с семьёй уехал в Швецию на гастроли и остался за границей. Так он стал, по собственному выражению, «призраком, вечно бродящим по миру».
Всемирно известен
К 1917 году Рахманинов был всемирно известным пианистом и композитором, автором опер, симфоний, романсов, фортепианных концертов. Им были написаны два крупных духовных сочинения – «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». Его прелюдии и другие пьесы для фортепиано звучали на всех континентах. До революции он часто выступал в Европе и Америке. Всемирное признание и достаток, как оказалось, ничего не значили для Рахманинова. Вдали от России он не мог быть счастлив.
Понять чувства Рахманинова поможет рассказ советского дирижёра Льва Пульвера. В 20-е годы он был во Франции с гастролями и встретил там Рахманинова. Сергей Васильевич стал расспрашивать Пульвера о жизни в Москве. После первых же слов собеседника Рахманинов внезапно зарыдал и выбежал прочь, так и не попрощавшись. Надо знать, что по характеру Рахманинов был весьма сдержанным в проявлении своих чувств; значит, до такой степени болезненной была его тоска по Родине.
Почти 10 лет он не мог писать музыку. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя», – признавался композитор. За 25 лет жизни вдали от родной земли Рахманинов написал только 6 произведений, 4 из которых были начаты ещё в России. Все они относятся к вершинам русской и мировой музыки. Среди них третья симфония, четвёртый фортепианный концерт, «Рапсодия на тему Паганини», «Симфонические танцы».
Рахманинов всегда много работал. К этому приучил его Николай Сергеевич Зверев, в пансионе которого он подростком оттачивал своё мастерство пианиста. Как пианист он вёл активную концертную деятельность. Подсчитано, что за годы эмиграции Рахманинов дал свыше 2000 концертов в США и Европе. Не принимая советскую власть, он сохранял связь с русскими людьми, помогал друзьям и соотечественникам. С начала Второй мировой войны он перечислял средства от концертов на помощь Красной Армии. Последний концерт он играл за 6 недель до смерти.
Слушайте, чтобы понимать
Лучший способ понять Рахманинова — слушать его музыку. В каждом произведении мы услышим то, чем была для композитора Россия. Живое дыхание песенной «бесконечной» мелодии, ладовая переменность, подголосочная полифония, — эти черты свойственны русской народной песне. И эти же черты есть в любой лирической мелодии Рахманинова. Одна из особенностей его музыки — колокольность. А ведь колокола — символ России. Сдержанность и углублённость музыки, её тонкая духовность и властная сила, и одновременно с этим поразительная красота музыки, свобода выражения чувства, — все эти черты свойственны как музыке Сергея Васильевича Рахманинова, так и русскому взгляду на мир. «Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер… Моя музыка — это плод моего характера, и поэтому это русская музыка». Слушайте музыку Рахманинова, чтобы глубже понять самих себя, чтобы понять, что такое Россия!
Екатерина Грушевская,
5 класс, Южно-Домодедовская ДМШ.
Оставить комментарий