Люди

01.03.2025

Сын Авраама, отец Иакова

  • 0
  • 5 мин

25 марта – день памяти патриарха Исаака

Исаак появился на свет за 1851 год до Рождества Христова и прожил 180 лет. Он – сын Авраама, брат Исмаила, отец Иакова и Исава. События, связанные с его жизнью, происходили в Месопотамии. Из школьных уроков истории мы помним, что топоним этот означает – междуречье. Месопотамия была расположена в долине двух рек – Тигра и Евфрата и входила в зону, которую современные историки называют плодородным полумесяцем и колыбелью цивилизации. Современные государства, включающие земли Месопотамии, – это Ирак, северо-восточная Сирия, частично Турция и Иран.

– Рассказ об Исааке – этой личности в истории Бога, конечно же, стоит начать с его отца Авраама, которого называют и отцом всех верующих. И нельзя не обратить внимания на то, что Сам Бог называет Себя: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова» (Исх. 3:6; Мф. 22:31-32). Помочь нашим читателям прикоснуться к этой живой истории сегодня просим ответственного Епархиального отдела религиозного образования и катехизации в Домодедовском благочинии, настоятеля Никольского храма села Домодедово иерея Сергия Заплатникова.

– Действительно, история Авраама самым непосредственным образом связана с верой, почему он и именуется в текстах Библии отцом всех верующих, – подчёркивает отец Сергий. – Авраам является нам в текстах Священного Писания совсем не типичным праведником, о которых можно прочитать в многочисленных житиях христианских святых, потому что он, как кажется на первый взгляд, и не совершает какого-либо привычного для христиан подвига. Он не несёт аскетических трудов, не жертвует собой ради Господа, не окормляет сотни верующих, не совершает чудес исцеления или воскрешения – он живёт обычной жизнью пастуха. Более того, некоторые его поступки кажутся христианам не соответствующими высоким принципам нравственности, однако иудеи времён Спасителя с гордостью заявляют, что он для них духовный отец. Всё дело здесь в том, что Авраам совершил удивительный подвиг веры, недоступный никому из его современников: он поверил Богу, когда Тот явил Себя ему. Нам это кажется в наши дни странным и непонятным, но мы-то теперь Бога знаем, а в то время ни

один человек не имел ни малейшего представления о Едином Боге Творце, и любое подобное откровение могло быть воспринято как вид сумасшествия, но Авраам Ему поверил. И не просто на словах – он бросил родной дом, в котором вырос, и отправился туда, где Бог обещал ему плодородные земли и богатые пастбища. И Авраам остался верен Богу даже в тяжёлые минуты испытаний и искушений – и это Господь вменил ему в праведность. Настоящие «дети Авраама» подражают своему отцу в этом подвиге. Современному человеку, который иногда требует доказательств Бога или Его присутствия в жизни и который легко отказывается от убеждений под давлением обстоятельств, крайне полезно и актуально пройти этот урок.

– О рождении Исаака задолго до этого факта были высказаны пророчества, они записаны в Ветхом завете. Но пока свершилось Слово Божие, Аврааму и его жене Сарре, как людям, пришлось много чего пройти, воспринять и постичь… И, конечно, яркое событие, наверняка имеющее целью донести и до последующих поколений понятие о силе веры, – это жертвоприношение Исаака Авраамом.

– Ещё один урок веры Господь преподнёс Аврааму через принесение в жертву своего сына. Когда Авраам вышел из Междуречья и отправился в Палестину, Бог обещал ему не просто плодородную землю и многочисленные стада, но исполнение заветной мечты Авраама – рождение долгожданного сына, а из него и необъятного потомства. Сейчас это потомство действительно громадно, его не сосчитать, а тогда верные Богу супруги частенько печалились о своём бесплодии. Конечно, небольшую радость в них вдохнуло рождение Исмаила, но то был не плод любви Авраама и Сарры, а дитя наложницы Агари, рождённое от безысходности положения. И это безрадостное бремя длилось катастрофически долго – почти целый век. И, как это часто бывает в жизни, именно в тот момент, когда отчаяние достигло своего апогея, Бог явил чудо и даровал им возлюбленного сына. Нет подходящих слов, чтобы в полной мере описать радость верных пожилых уже супругов, они буквально не чаяли своей души в этом светлом и богоугодном мальчике. И, казалось, исполнение Божьего обетования исполняется здесь и сейчас, но вдруг, о горе, Авраам слышит разящие словно меч слова Того, Кому он поверил: «Принеси Исаака Мне в жертву».

Кажущаяся непостижимой жестокость не находит никакого объяснения, и несчастный родитель зовёт сына в поход в гору для жертвоприношения, не раскрывая всего ужаса происходящего. И Исаак

безропотно, будто овечка, ведомая на казнь, сам несёт дрова, на которые ему предстоит лечь. Потрясает эта безропотность, особенно в тот момент, когда Авраам раскрыл всю правду о том, кто будет принесён в жертву. Исаак встречает это абсолютно спокойно и лишь успокаивает отца, соглашаясь с важностью предстоящего действа. Авраам связал Исаака, возложил на жертвенник, занёс нож, но Бог остановил его руку – самой решимости отдать Богу самое дорогое и было Господу достаточно, потому что Ему не нужны кровные жертвы, Он пробуждает в нас подлинную безоглядную веру. Этот, пусть и жестокий, урок лишь укрепил Авраама, а Исаака явил истинным прообразом Христа, Единородного сына Божия, приносимого в жертву на Кресте.

– У Исаака и его жены Ревекки родились два сына-близнеца Исав и Иаков. Матери было сказано Господом: «Два племени во чреве твоём, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25:23). Расскажите, какая миссия была уготована сыновьям Исаака.

– Последующая история в полной мере оправдала данное пророчество. Исав стал основателем племени идумеев, от Иакова же произошёл Израиль, получивший от него и название. Идумеи были действительно очень сильным, воинственным и многочисленным народом (Быт. 32:11), что выразилось даже в том, что во главе их очень рано появляются старейшины и цари (Быт. 35:1). С точки зрения их веры, они оказались довольно слабыми язычниками, у которых и не могло быть большого будущего. В то же время крепкие в вере и подчиняющиеся непосредственно Богу израильтяне, хотя и долго скитались по Востоку, и многим казались слабым, безвольным и плохо организованным племенем, после завоевания Земли Обетованной заметно возвысились над своими соседями и с помощью Божией смогли покорить их себе, в том числе и идумеев. Это сделал царь Давид (2 Цар. 8:14; 3 Цар. 11), а позднее, когда идумеи подняли восстание, Иорам и Амасия жестоко их наказали (4 Цар. 8:16–23; 4 Цар. 14:7). Так исполнились эти пророческие слова из книги Бытия…

«Я буду Богом твоим и потомков твоих»

«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;

и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

И пал Аврам на лицо своё. Бог продолжал говорить с ним и сказал:

Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,

и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;

и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;

и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя…»

Бытие (17:1–7).

«Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы».

Итак, верующие благословляются с верным Авраамом…»

Послание апостола Павла к Галатам (3:6–9).

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

В ней свидетельствованы древние.

Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

<…> Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву

Исаака и, имея обетование, принёс единородного, о котором было сказано: в Исааке наречётся тебе

семя. Ибо он думал, что Бог силён и из мёртвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. <…> И все сии, свидетельствованные в вере, не получили

обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее,

дабы они не без нас достигли совершенства.

Послание апостола Павла к Евреям (11:1–3, 17–20, 39-40).

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Книга памяти

20 февраля 2025 | 15:13

Второй том Книги Памяти «Домодедовцы в Великой Победе», посвящённый ...

Еще по теме
Закрыть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и обработкой ваших данных.
Принять